Фискальная политика государства - курсовая работа. Фискальная политика государства 1 фискальная политика
Фискальная политика представляет собой меры, которые использует государство для воздействия на экономическую конъюнктуру посредством изменения объема государственных расходов и налогообложения. Именно поэтому фискальную политику также называют бюджетно-налоговой политикой.
Расходы государства являются неотъемлемой частью государственного бюджета, именно поэтому они должны быть эффективными и обеспечивать количественный и качественный национальный экономический рост. Это значит, что фискальная политика, проводимая государством, должна отвечать следующим общественным целям:
1) сглаживанию колебаний экономического цикла;
2) стабилизации экономического роста;
3) достижению полной занятости ресурсов (прежде всего, решение проблемы циклической безработицы);
4) стабилизации уровня цен (достижению умеренных темпов инфляции).
Фискальная политика – это политика регулирования правительством, прежде всего, совокупного спроса. Регулирование экономики в этом случае происходит с помощью воздействия на величину совокупных расходов. Однако некоторые инструменты фискальной политики могут использоваться для воздействия и на совокупное предложение через влияние на уровень деловой активности.
Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно: 1) государственные закупки; 2) налоги; 3) трансферты.
Воздействие инструментов фискальной политики на совокупный спрос неодинаково. Из формулы совокупного спроса: AD = C + I + G + Xn (где AD – совокупный спрос, С – потребительские расходы, I – инвестиционные расходы, G – государственные расходы, Xn – чистый экспорт страны) следует, что государственные закупки являются его важнейшим компонентом, поэтому их изменение оказывает прямое воздействие на совокупный спрос. При этом налоги и трансферты оказывают косвенное воздействие на совокупный спрос, изменяя величину потребительских расходов (С) и инвестиционных расходов (I). Рост государственных закупок увеличивает совокупный спрос, а их сокращение ведет к его уменьшению.
Рост трансфертов также увеличивает совокупный спрос. С одной стороны, при увеличении социальных трансфертных выплат увеличивается личный доход домохозяйств, а, следовательно, при прочих равных условиях, растет располагаемый доход, и увеличиваются потребительские расходы. С другой стороны, увеличение трансфертных выплат фирмам (субсидий) увеличивает возможности внутреннего их финансирования, возможности расширения производства, что ведет к росту инвестиционных расходов. И напротив, сокращение трансфертов уменьшает совокупный спрос.
Рост налогов действует в противоположном направлении. Увеличение налогов ведет к снижению и потребительских (поскольку сокращается располагаемый доход), и инвестиционных расходов (поскольку сокращается нераспределенная прибыль, являющаяся источником чистых инвестиций) и, следовательно, к сокращению совокупного спроса. Соответственно снижение налогов увеличивает совокупный спрос и ведет к сдвигу кривой AD вправо, что обусловливает рост реального ВНП.
Определим влияние бюджетно-налоговой политики на совокупное предложение. Предложение всех товаров и услуг обеспечивают фирмы , важные макроэкономические агенты. На совокупное предложение влияют налоги и трансферты; государственные расходы не имеют на предложение особого влияния. Налоги фирмы принимают как очередные затраты на единицу продукции, что заставляет их сократить предложение своего товара. Трансферты же, наоборот, приветствуются предпринимателями, поскольку они могут увеличить предложение предоставляемых ими услуг. Когда большое количество фирм проводят одинаковую политику предложений товаров, изменяется совокупное предложение всей рассматриваемой экономики. Таким образом, государство может влиять на состояние экономики с помощью правильного введения налогов и трансфертов.
Из простой кейнсианской модели (модели «Кейнсианского креста») следует, что все инструменты фискальной политики (государственные закупки, налоги и трансферты) имеют мультипликативный эффект воздействия на экономику, поэтому, по мнению Кейнса и его последователей, регулирование экономики должно проводиться правительством с помощью инструментов именно фискальной политики, и прежде всего, с помощью изменения величины государственных закупок, так как они имеют наибольший мультипликативный эффект.
В налогово-бюджетной политике правительства развитых стран широко используется механизм сознательного манипулирования законодательной властью в области налогообложения и государственных расходов для воздействия на уровень экономической активности хозяйствующих субъектов.
В зависимости от фазы экономического цикла инструменты фискальной политики могут использоваться по-разному. В связи с этим различаютдва типа фискальной политики:
1) стимулирующая политика – если страна переживает депрессию или находится в стадии экономического кризиса, то государство может принять решение о проведении стимулирующей фискальной политики. В данном случае правительству необходимо стимулировать или совокупный спрос, или предложение или оба параметра сразу. Для этого, при прочих равных условиях, государство повышает размер своих закупок товаров и услуг, снижает налоги и повышает трансферты, если это возможно. Любое из данных изменений приведет к увеличению совокупного выпуска, что автоматически увеличивает совокупный спрос. Стимулирующая фискальная политика в большинстве случаев приводит к увеличению объемов выпуска производства страны.
2) сдерживающая политика – используется при буме (при перегреве экономики). В этом случае правительство проводит меры, прямо противоположные тем, что осуществляются при стимулирующей экономической политике. Государство сокращает свои расходы и трансферты и увеличивает налоги, что приводит к сокращению как совокупного спроса, так и, возможно, совокупного предложения. Подобная политика регулярно проводится правительствами ряда стран с целью замедлить темпы инфляции или избежать ее высоких темпов в случае экономического бума.
Для достижения экономического эффекта в выборе той или иной политики большое значение имеет фактор времени. Дело в том, что политика дает ожидаемый результат именно в периоды спада или в периоды подъема. Но определить время спада или время подъема – сложно, поскольку между спадом и его проявлением имеет место временной лаг. Для преодоления этих трудностей в западной практике применяется дискреционная и автоматическая (недискреционная) налогово-бюджетная политика . Суть дискреционной фискальной политики сводится к законодательному (официальному) изменению правительством величины государственных закупок, налогов и трансфертов с целью стабилизации экономики. Автоматическая фискальная политика подразумевает автоматическое изменение в уровне государственных проектов; автоматическое изменение налогов и сборов, а также связана с действием встроенных (автоматических) стабилизаторов.
Встроенные (или автоматические) стабилизаторы представляют собой инструменты, величина которых не меняется, но само наличие которых (встроенность их в экономическую систему) автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при перегреве. К автоматическим стабилизаторам относятся: 1) подоходный налог (включающий в себя и налог на доходы домохозяйств, и налог на прибыль корпораций); 2) косвенные налоги (в первую очередь, налог на добавленную стоимость); 3) пособия по безработице; 4) пособия по бедности.
В период спада производства налоговые поступления автоматически сокращаются. Поскольку налог на прибыль и подоходный налог взимаются по прогрессивной шкале, налоговый пресс становится легче, смягчается экономический спад. Возрастающая в период спада безработица автоматически ведет к росту пособий по безработице и другим социальным выплатам, что смягчает падение совокупного спроса.
В период экономического подъема налоговые поступления автоматически возрастают в силу прогрессивности налогообложения. Автоматически сокращаются пособия по безработице. Налоговый пресс усиливается, что оказывает сдерживающее влияние на экономический рост. Следовательно, правительства в современных условиях благодаря объективной оценке фактического состояния в развитии экономики страны, умелого и гибкого изменения в использовании механизмов налогово-бюджетной политики, способны активно воздействовать как на экономический рост, так и достижение успехов в реализации принципа социальной справедливости.
К достоинствам фискальной политики следует отнести:
1. Эффект мультипликатора. Подобно инвестициям, государственные расходы обладают мультипликативным эффектом, продолжая цепочку вторичных, третичных и т.д. потребительских расходов, а также ведут к множительному эффекту самих инвестиций. Мультипликатор государственных расходов показывает приращение ВНП в результате приращения государственных расходов, потраченных на закупку товаров и услуг:
где: KG – мультипликатор государственных расходов;
DВНП – приращение валового национального продукта;
DG – приращение государственных расходов.
Мультипликатор государственных расходов можно также определить, используя предельную склонность к потреблению – MPC. В результате, мультипликатор государственных расходов будет равен:
KG=DВНП/DG=1/ MPC,
Следовательно, DВНП=1/(1–MPC)×DG= KG×DG.
Это означает, что если государство повышает на определенную величину объем своих расходов, не увеличивая при этом статей дохода бюджета, то получается именно такой прирост дохода. Поэтому изменение величины государственных расходов вызывает изменение дохода, пропорциональное изменению величины расходов.
2. Отсутствие внешнего лага (задержки). Внешний лаг – это период времени между принятием решения об изменении политики и появлением первых результатов ее изменения. Когда правительством принято решение об изменении инструментов фискальной политики, и эти меры вступают в действие, результат их воздействия на экономику проявляется достаточно быстро. Внешний лаг характерен для монетарной политики, имеющей сложный передаточный механизм (механизм денежной трансмиссии).
3. Наличие автоматических стабилизаторов . Поскольку эти стабилизаторы являются встроенными, то правительству не нужно предпринимать специальных мер по стабилизации экономики. Стабилизация (сглаживание циклических колебаний экономики) происходит автоматически.
Недостатками фискальной политики являются:
1. Эффект вытеснения. Экономический смысл этого эффекта состоит в следующем: рост расходов бюджета в период спада (увеличение государственных закупок и/или трансфертов) и/или сокращение доходов бюджета (налогов) ведет к мультипликативному росту совокупного дохода, что увеличивает спрос на деньги и повышает ставку процента на денежном рынке (цену кредита). А поскольку кредиты, в первую очередь, берут фирмы, то удорожание кредитов ведет к сокращению частных инвестиций, т.е. к «вытеснению» части инвестиционных расходов фирм, что провоцирует сокращение величины выпуска. Таким образом, часть совокупного объема производства оказывается «вытесненной» (недопроизведенной) из-за сокращения величины частных инвестиционных расходов в результате роста ставки процента, вызванным проведением правительством стимулирующей фискальной политики.
2. Наличие внутреннего лага. Внутренний лаг – это период времени между возникновением необходимости изменения политики и принятием решения о ее изменении. Решения об изменении инструментов фискальной политики принимает правительство, однако введение их в действие невозможно без обсуждения и утверждения этих решений законодательным органом власти (Парламентом, Конгрессом, Государственной думой и т.п.), т.е. придания им силы закона. Эти обсуждения и согласования могут потребовать длительного периода времени. Кроме того, они вступают в действие, начиная только со следующего финансового года, что еще больше увеличивает лаг. За этот период времени ситуация в экономике может измениться. Так, если первоначально в экономике была рецессия, и были разработаны меры стимулирующей фискальной политики, то в момент начала их действия в экономике уже может начаться подъем. В результате, дополнительное стимулирование может привести экономику к перегреву и спровоцировать инфляцию, т.е. оказать дестабилизирующее действие. И наоборот, меры сдерживающей фискальной политики, разработанные в период бума, из-за наличия продолжительного внутреннего лага могут усугубить спад.
3. Неопределенность . Этот недостаток характерен не только для фискальной, но и для монетарной политики. Неопределенность касается:
Проблемы идентификации экономической ситуации. Часто бывает трудно точно определить момент, когда заканчивается период рецессии и начинается оживление или момент, когда подъем превращается в перегрев и т.п. Между тем, поскольку на разных фазах цикла необходимо применять разные виды политики (стимулирующую или сдерживающую), ошибка в определении экономической ситуации и выбор типа экономической политики, исходя из такой оценки, может привести к дестабилизации экономики;
Проблемы того, на какую именно величину следует изменить инструменты государственной политики в каждой данной экономической ситуации. Даже если экономическая ситуация определена правильно, то сложно точно определить, насколько нужно увеличить государственные закупки или сократить налоги, чтобы обеспечить подъем в экономике и достижение потенциального объема выпуска, но не его превышение, что может спровоцировать перегрев экономики и ускорение инфляции. И, наоборот, при проведении сдерживающей фискальной политики – как не привести экономику в состояние депрессии.
4. Дефицит бюджета . Противники кейнсианских методов регулирования экономики – монетаристы (monetarists), сторонники теории экономики предложения (supply-side economics) и теории рациональных ожиданий (rational expectations theory) – т.е. представители неоклассического направления в экономической теории считают дефицит государственного бюджета одним из важнейших недостатков фискальной политики. Действительно, инструментами стимулирующей фискальной политики, проводимой при спаде и направленной на увеличение совокупного спроса, выступает увеличение государственных закупок и трансфертов, т.е. расходов бюджета, и уменьшение налогов, т.е. доходов бюджета, что ведет к росту дефицита государственного бюджета. Не случайно рецепты государственного регулирования экономики, которые предложил Кейнс, получили название «дефицитного финансирования».
Таким образом, фискальная (бюджетно-налоговая) политика – это совокупность мер правительства по изменению государственных расходов и налогообложения, направленных на обеспечение полной занятости и производство равновесного ВНП.
Выводы
1. Образование монополий, незаинтересованность рынка в производстве общественных товаров, сохранении окружающей среды, развитии фундаментальной науки, неравенство в распределении доходов, безработица, инфляция, кризисы – все это обусловило усиление в ХХ веке роли государства в экономике.
Цель деятельности государства в рыночной экономике – смягчить негативные последствия действия рыночного механизма. Основные его функции: создание правовых основ частного бизнеса, демонополизация, перераспределение доходов, борьба с безработицей, инфляцией, цикличностью развития и др. Отрицательные внешние эффекты приводят к чрезмерному, а положительные внешние эффекты к недостаточному поступлению ресурсов в отрасли, где эти эффекты возникают. Вводя специальные налоги, разного рода санкции или субсидии, государство устраняет эти перекосы в распределении ресурсов.
2. Финансы в широком смысле – это система отношений в обществе по поводу образования, распределения и использования денежных фондов (в сферах: публичных (государственных) финансов, кредитной системы, отраслей воспроизводственного процесса, вторичного финансового рынка, международных финансовых отношений) в целях выполнения государством своих функций и задач, обеспечения условий для расширенного воспроизводства. Финансами в узком смысле считаются только государственные (публичные) финансы – система денежных отношений по поводу формирования и использования фондов, необходимых государству для выполнения своих функций.
Финансовая система представляет собой комплекс мер по управлению финансовыми отношениями, включающий фонды финансовых ресурсов централизованного и децентрализованного назначения, взаимосвязи между ними, а также управляющую подсистему – государственные и муниципальные финансовые органы и финансовые службы предприятий. Финансовая система обеспечивает эффективную комплексную реализацию всех функций финансов, позволяет получить максимальный интеграционный эффект от их взаимодействия, наиболее полно и эффективно использовать финансовые отношения для осуществления экономической политики государства.
3. Государственный бюджет представляет собой баланс (смету) доходов и расходов государства, его финансовый план. Государственный бюджет РФ включает в себя федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ, бюджеты субъектов Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов, а также местные бюджеты. Отношения между отдельными бюджетами строятся на основе принципа бюджетного федерализма, согласно которому за бюджетом каждого уровня закрепляются свои доходы и расходы, которые должны финансироваться из данного бюджета. Государственные расходы по экономическому содержанию подразделяются на: государственные закупки товаров и услуг, трансфертные платежи, социальные выплаты и расходы по обслуживанию государственного долга.
В современных условиях типичным для государственного бюджета большинства стран стал бюджетный дефицит – превышение государственных расходов над государственными доходами. Бюджетный дефицит может быть следствием неблагоприятной экономической конъюнктуры или результатом целенаправленно проводимой бюджетной политики. Различают структурный бюджетный дефицит – дефицит в условиях полной занятости и циклический дефицит – дефицит в условиях, когда безработица превышает естественный уровень. Финансирование бюджетного дефицита за счет эмиссии денег и займов в центральном банке приводит к увеличению денег в обращении, росту цен, инфляции. Покрытие бюджетного дефицита за счет займов в частном секторе порождает «эффект вытеснения» – сокращение частных инвестиций в результате выпуска государственных ценных бумаг.
Постоянный бюджетный дефицит приводит к возникновению государственного долга (внутреннего и внешнего). Внутренний долг – это те средства, которые государство заимствовало внутри страны. Значительная государственная задолженность отрицательно сказывается на темпах экономического роста, расходы по обслуживанию государственного долга усиливают бюджетный дефицит. Внешний государственный долг представляет собой займы и кредиты, привлекаемые от юридических и физических лиц иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства страны как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками, выраженные в иностранной валюте. Данный вид государственного долга погашается за счет выручки от экспорта товаров, что также может отрицательно сказываться на темпах экономического развития.
4. Основной источник доходов – налоги – обязательные платежи физических и юридических лиц в бюджет государства. Основными функциями налогов являются: фискальная, перераспределительная, контрольная регулирующая (стимулирующая) и воспроизводственная. Принципы налогообложения: всеобщности, обязательности, стабильности, нейтральности налоговой систем, справедливости, простоты исчисления и равномерного распределения налогового бремени. Налоги подразделяются на прямые и косвенные. Всякий налог включает в себя характеристику субъекта и объекта налогообложения, налоговую ставку, источник налога, налоговые льготы, налоговые санкции. В зависимости от характера изменения налоговой ставки различают пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоги.
5. Фискальная политика представляет собой меры, которые использует государство для воздействия на экономическую конъюнктуру посредством изменения объема государственных расходов и налогообложения. Именно поэтому фискальную политику также называют бюджетно-налоговой политикой.
Она основывается на положении о том, что изменение налоговых изъятий и объема государственных расходов влияет на совокупный спрос и, следовательно, на величину ВНП, занятость и цены. В краткосрочном периоде снижение налогов и увеличение правительственных расходов оказывает повышающее воздействие на совокупный спрос, и наоборот, увеличение налогов и сокращение государственных расходов уменьшает совокупный спрос. В долгосрочном периоде фискальная политика может оказывать негативное воздействие на экономический рост. Особенность фискальной политики состоит в том, что все изменения налогов и государственных расходов отражаются на объеме ВНП с мультипликативным эффектом.
Изменения в налогах и правительственных расходах могут происходить либо автоматически (без специальных законодательных решений) с помощью встроенных стабилизаторов, которые поддерживают экономическую стабильность на основе саморегуляции, либо в результате целенаправленных решений правительства (дискреционная политика). В зависимости от преследуемых целей фискальная политика может носить стимулирующий или сдерживающий характер. Стимулирующая фискальная политика направлена на расширение совокупного спроса и предполагает снижение налогов и увеличение правительственных расходов. Следствием проведения такой политики становится бюджетный дефицит. Сдерживающая фискальная политика направлена на сужение совокупного спроса, предполагает увеличение налогов и уменьшение правительственных расходов и сопровождается уменьшением бюджетного дефицита или появлением бюджетного излишка. Хотя фискальная политика и является действенным инструментом государственного регулирования рыночной экономики, для нее характерны некоторые недостатки, снижающие ее эффективность. К их числу относятся: эффект вытеснения, наличие внутреннего лага, неопределенность, а также дефицит бюджета.
Макроэкономическое регулирование экономики включает в себя две составляющие:
1. Денежно-кредитную политику (см. ранее);
2. Бюджетно-налоговую политику государства (фискальную политику) - это совокупность мер правительства по регулированию государственных расходов и налогообложения.
Фискальная политика - это государственное регулирование экономики, осуществляемое правительством с помощью налогов и государственных расходов. Целью фискальной политики является ускорение экономического роста; контроль над занятостью и инфляцией ; противодействие экономическим кризисам и их сглаживание.
Рычаги фискальной политики:
1. Изменение налоговых ставок;
2. Изменение объемов государственных закупок;
3. Изменение объемов трансфертов.
В зависимости от фазы, в которой находится экономика, выделяют два вида фискальной политики:
1. Стимулирующую;
2. Сдерживающую.
Стимулирующая (расширительная) фискальная политика применяется при спаде производства, во время высокой безработицы, при низкой деловой активности. Направлена на увеличение объема производства и занятости населения посредством: 1. увеличения государственных закупок и трансфертов, 2. снижения налогов.
Схематично эффект от стимулирующей политики выглядит следующим образом:
1 действие: увеличиваются государственные закупки. В результате растет совокупный спрос, увеличивается объем производства.
2 действие. Снижаются налоги. В результате растет совокупное предложение, при этом происходит снижение уровня цен.
Сдерживающая (рестриктивная) политика применяется в период экономического подъема. Направлена на сдерживание деловой активности, снижение объема производства продукции, устранение избыточной занятости, снижение инфляции посредством:
1. Сокращения государственных закупок и трансфертов;
2. Увеличения налогов.
Схематично эффект от сдерживающей политики выглядит следующим образом:
1. Действие: сокращаются государственные закупки. В результате уменьшается совокупный спрос, уменьшается объем производства.
2. Действие. Увеличиваются налоги. В результате снижается совокупное предложение со стороны предпринимателей и совокупный спрос со стороны домохозяйств, при этом происходит увеличение уровня цен.
В зависимости от способа воздействия инструментов фискальной политики на экономику выделяют:
1. Дискреционную фискальную политику;
2. Автоматическую (недискреционную) фискальную политику.
Дискреционная фискальная политика представляет собой сознательное законодательное изменение правительством величины государственных закупок (G) и налогов (T) с целью стабилизации экономики. Эти изменения находят отражения в государственном бюджете.
При работе с инструментом «государственные закупки» может возникнуть мультипликационный эффект. Суть мультипликационного эффекта состоит в том, что увеличение гос. расходов в экономике приводит к увеличению национального дохода на бо льшую величину (многократному мультипликационному расширению национального дохода).
Формула мультипликатора «гос. закупки»:
Y = 1 = 1
G 1 - МРС MPS
где, ?Y - прирост дохода; ?G - прирост гос. закупок; МРС - предельная склонность к потреблению; MPS - предельная склонность к сбережению.
Отсюда?Y G = 1 ? ?G
Влияние налогов на объем национального дохода осуществляется через механизм налогового мультипликатора. Налоговый мультипликатор оказывает гораздо меньшее воздействие на уменьшение совокупного спроса, чем мультипликатор государственных расходов на его увеличение. Рост налогов ведет к сокращению ВВП (национального дохода), а снижение налогов - к его росту.
Суть мультипликационного эффекта состоит в том, что при сокращении налогов наблюдается многократное (мультипликационное) расширение совокупного дохода и планируемых расходов со стороны потребителей и рост инвестиций в производство со стороны предпринимателей.
Формула налогового мультипликатора:
Y = - МРС = - МРС
Т МРS 1 - МРС
где, ?Т - прирост налогов
Отсюда?Y T = - МРС ? ?Т
Оба инструмента можно применять одновременно (комбинированная фискальная политика). Тогда формула мультипликатора приобретает вид:
Y = ?Y G + ?Y T = ?G ? (1 - МРС) / (1 - МРС) = ?G ? 1
Комбинированная политика может привести либо к бюджетному дефициту (если страна в экономическом спаде), либо к бюджетному профициту (если страна в экономическом подъеме).
Недостаток дискреционной фискальной политики в том, что:
1. Присутствует временной лаг между принятием решений и их воздействием на экономику;
2. Существуют административные задержки.
На практике уровень государственных расходов, налоговых поступлений может измениться даже в случае, если правительство не принимает соответствующих решений. Это объясняется существованием встроенной стабильности, которая определяет автоматическую (пассивную, недискреционную) фискальную политику. Встроенная стабильность основана на механизмах, которые работают в режиме саморегулирования и автоматически реагируют на изменения состояния экономики. Их называют встроенными (автоматическими) стабилизаторами.
Недискреционная фискальная политика (автоматическая) - это политика, основанная на действии встроенных стабилизаторов (механизмов), которые автоматически смягчают колебания экономического цикла.
К встроенным стабилизаторам относят:
1. Изменение налоговых поступлений. Сумма налогов зависит от величины доходов населения и предприятий. В период спада производства доходы начнут уменьшаться, что автоматически сократит налоговые поступления в бюджет. Следовательно, увеличатся доходы, остающиеся у населения, предприятий. Это позволит в определенной степени замедлить снижение совокупного спроса, что положительно скажется на развитии экономики.
Такое же воздействие оказывает и прогрессивность налоговой системы. При уменьшении объема национального производства сокращаются доходы, новременно понижаются и налоговые ставки, что сопровождается уменьшением как абсолютной суммы налоговых поступлений в казну, так и их доли в доходах общества. В результате падение совокупного спроса будет более мягким;
2. Систему пособий по безработице. Так, увеличение уровня занятости ведет к росту налогов, за счет которых финансируются пособия по безработице. При спаде производства увеличивается число безработных, что сокращает совокупный спрос. Однако одновременно растут и суммы выплат пособий по безработице. Это поддерживает потребление, замедляет падение спроса и, следовательно, противодействует нарастанию кризиса. В таком же автоматическом режиме функционируют системы индексации доходов, социальных выплат;
3. Систему фиксированных дивидендов, программы помощи фермерам, сбережения корпораций, личные сбережения и т.д.
Встроенные стабилизаторы смягчают изменения в совокупном спросе и тем самым помогают стабилизировать выпуск национального продукта. Именно благодаря их действию изменилось развитие экономического цикла: спады производства стали менее глубокими и более короткими. Раньше это было невозможно, так как налоговые ставки были ниже, а пособия по безработице и социальные выплаты незначительны.
Главное достоинство недискреционной фискальной политики в том, что ее инструменты (встроенные стабилизаторы) включаются немедленно при малейшем изменении экономических условий, т.е. здесь практически отсутствует временной лаг.
Недостаток автоматической фискальной политики в том, что она только помогает сглаживать циклические колебания, но не может их устранить.
Чтобы выяснить, правильна ли проводимая правительством фискальная политика, необходимо оценить ее результаты. Наиболее часто в этих целях используют состояние государственного бюджета, так как осуществление фискальной политики сопровождается ростом или сокращением бюджетных дефицитов или излишков.
Фискальная политика представляет собой меры, которые предпринимает правительство с целью стабилизации экономики с помощью изменения величины доходов и/или расходов государственного бюджета. Поэтому фискальную политику также называют бюджетно-налоговой политикой.
Фискальная политика - это политика регулирования правительством прежде всего совокупного спроса. Регулирование экономики в этом случае происходит с помощью воздействия на величину совокупных расходов. Однако некоторые инструменты фискальной политики могут использоваться для воздействия и на совокупное предложение через влияние на уровень деловой активности. Фискальную политику проводит правительство. Фискальная политика может как благотворно, так и достаточно болезненно воздействовать на стабильность национальной экономики .
Бюджетно-налоговая политика направлена на разрешение многочисленных задач, стоящих перед обществом, которые образуют так называемое дерево целей. Основными из них являются:
- 1. в краткосрочном периоде:
- - эффективное формирование доходной части бюджета;
- - реализация бюджетной политики государства;
- - принятие мер по снижению бюджетного дефицита;
- - управление государственным долгом;
- - сглаживание циклических колебаний экономики.
- 2. в долгосрочном периоде:
- - поддержание стабильного уровня совокупного объема выпуска (ВВП);
- - поддержание полной занятости ресурсов;
- - поддержание стабильного уровня цен.
Рисунок 1.1 - Цели фискальной политики
Приложение - Источник:
Современная фискальная политика определяет основные направления использования финансовых ресурсов государства, методы финансирования и главные источники пополнения казны. В зависимости от конкретно-исторических условий в отдельных странах такая политика имеет свои особенности. Вместе с тем используется общий набор мер. Он включает прямые и косвенные финансовые методы регулирования экономики.
К прямым методам относятся способы бюджетного регулирования. Средствами государственного бюджета финансируются:
- - затраты на расширенное воспроизводство;
- - непроизводительные расходы государства;
- - развитие инфраструктуры, научных исследований и т.п.;
- - проведение структурной политики;
- - содержание военно-промышленного комплекса и т.п.
С помощью косвенных методов государство воздействует на финансовые возможности производителей товаров и услуг и на размеры потребительского спроса.
Важную роль здесь играет система налогообложения. Изменяя ставки налогов на различные виды доходов, предоставляя налоговые льготы, снижая необлагаемый минимум доходов и т.п., государство стремится добиться возможно более устойчивых темпов экономического роста и избежать резких взлетов и падений производства.
К числу важных косвенных методов, содействующих накоплению капитала, относится политика ускоренной амортизации. По существу, государство освобождает предпринимателей от уплаты налогов с части прибыли, искусственно перераспределяемой в амортизационный фонд .
Вышеназванные цели также достигаются с помощью инструментов фискальной политики, которые включают в себя:
- - налоговые регуляторы: манипуляцию различными видами налогов и налоговых ставок, их структуру, объекты обложения, источники налогов, льготы, санкции, сроки взимания, способы внесения;
- - бюджетные регуляторы: уровень централизации средств государством, соотношение между федеральным или республиканским и местными бюджетами, дефицит бюджета, соотношение между государственным бюджетом и внебюджетными фондами, бюджетную классификацию статей доходов и расходов и др.
Важнейшим комплексным инструментом и показателем эффективности фискальной политики является государственный бюджет, объединяющий налоги и расходы в единый механизм.
Различные инструменты по-разному воздействуют на экономику. Государственные закупки, образуют один из компонентов совокупных расходов, а, следовательно, и спроса. Как и частные расходы, государственные закупки увеличивают уровень совокупных расходов. Помимо государственных закупок имеется еще один вид госрасходов. А именно - трансфертные платежи. Трансфертные платежи косвенно влияют на потребительский спрос, увеличивая располагаемый доход домохозяйств. Налоги являются инструментом отрицательного воздействия на совокупные расходы. Любые налоги означают уменьшение размеров располагаемого дохода. Уменьшение располагаемого дохода в свою очередь ведет к сокращению не только потребительских расходов, но и сбережений.
Воздействие инструментов фискальной политики на совокупный спрос разное. Из формулы совокупного спроса:
AD = C + I + G + Xn , (1.1)
где С - величина потребительских расходов;
I - инвестиционные расходы;
G - государственные закупки;
Xn - налоги и трансферты.
следует, что государственные закупки являются компонентом совокупного спроса, поэтому их изменение оказывает прямое воздействие на совокупный спрос, а налоги и трансферты оказывают косвенное воздействие на совокупный спрос, изменяя величину потребительских расходов и инвестиционных расходов.
При этом рост государственных закупок увеличивает совокупный спрос, а их сокращение ведет к уменьшению совокупного спроса, так как государственные закупки является частью совокупных расходов.
Рост трансфертов также увеличивает совокупный спрос. С одной стороны, поскольку при увеличении социальных трансфертных выплат увеличивается личный доход домохозяйств, а, следовательно, при прочих равных условиях растет располагаемый доход, что увеличивает потребительские расходы. С другой стороны, увеличение трансфертных выплат фирмам (субсидий) увеличивает возможности внутреннего финансирования фирм, возможности расширения производства, что ведет к росту инвестиционных расходов. Сокращение трансфертов уменьшает совокупный спрос.
Рост налогов действует в противоположном направлении. Увеличение налогов ведет к снижению и потребительских (поскольку сокращается располагаемый доход), и инвестиционных расходов (поскольку сокращается нераспределенная прибыль, являющаяся источником чистых инвестиций) и, следовательно, к сокращению совокупного спроса. Соответственно снижение налогов увеличивает совокупный спрос, что обусловливает рост реального ВНП.
Поэтому инструменты фискальной политики могут использоваться для стабилизации экономики на разных фазах экономического цикла.
Причем, из простой кейнсианской модели (модели «Кейнсианского креста») следует, что все инструменты фискальной политики (государственные закупки, налоги и трансферты) имеют мультипликативный эффект воздействия на экономику, поэтому, по мнению Кейнса и его последователей, регулирование экономики должно проводиться правительством с помощью инструментов именно фискальной политики, и прежде всего с помощью изменения величины государственных закупок, так как они имеют наибольший мультипликативный эффект .
В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, инструменты фискальной политики используются по-разному. Выделяют два вида фискальной политики:
- 1) стимулирующую;
- 2) сдерживающую.
Рисунок 1.2 - Виды фискальной политики
Примечание - Источник:
Стимулирующая фискальная политика применяется при спаде (рисунок 1.2 (а)), имеет целью сокращение рецессионного разрыва выпуска и снижение уровня безработицы и направлена на увеличение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами выступают:
- - увеличение государственных закупок;
- - снижение налогов;
- - увеличение трансфертов.
Сдерживающая фискальная политика используется при буме (при перегреве экономики) (рисунок 1.2 (б)), имеет целью сокращение инфляционного разрыва выпуска и снижение инфляции и направлена на сокращение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами являются:
- - сокращение государственных закупок;
- - увеличение налогов;
- - сокращение трансфертов.
Кроме того, различают фискальную политику:
- 1) дискреционную;
- 2) автоматическую (недискреционную).
Дискреционная фискальная политика представляет собой законодательное (официальное) изменение правительством величины государственных закупок, налогов и трансфертов с целью стабилизации экономики.
Автоматическая фискальная политика связана с действием встроенных (автоматических) стабилизаторов. Встроенные (или автоматические) стабилизаторы представляют собой инструменты, величина которых не меняется, но само наличие которых (встроенность их в экономическую систему) автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при перегреве. К автоматическим стабилизаторам относятся:
- - подоходный налог (включающий в себя и налог на доходы домохозяйств, и налог на прибыль корпораций);
- - косвенные налоги (в первую очередь, налог на добавленную стоимость);
- - пособия по безработице;
- - пособия по бедности.
Рассмотрим механизм воздействия встроенных стабилизаторов на экономику.
Подоходный налог действует следующим образом: при спаде уровень деловой активности (Y) сокращается, а поскольку налоговая функция имеет вид:
Т = t * Y , (1.2)
где Т - величина налоговых поступлений;
t - ставка налога;
Y - величина совокупного дохода (выпуска),
то величина налоговых поступлений уменьшается, а при «перегреве» экономики, когда величина фактического выпуска максимальна, налоговые поступления увеличиваются. Заметим, что ставка налога остается неизменной. Однако налоги - это изъятия из экономики, сокращающие поток расходов и, следовательно, доходов (вспомним модель кругооборота). Получается, что при спаде изъятия минимальны, а при перегреве максимальны. Таким образом, из-за наличия налогов (даже аккордных, т.е. автономных) экономика как бы автоматически «остужается» при перегреве и «подогревается» при рецессии. Появление в экономике подоходных налогов уменьшает величину мультипликатора (мультипликатор при отсутствии ставки подоходного налога больше, чем при ее наличии: > ), что усиливает стабилизационный эффект воздействия на экономику подоходного налога. Очевидно, что наиболее сильное стабилизирующее воздействие на экономику оказывает прогрессивный подоходный налог.
Налог на добавленную стоимость (НДС) обеспечивает встроенную стабильность следующим образом. При рецессии объем продаж сокращается, а поскольку НДС является косвенным налогом, частью цены товара, то при падении объема продаж налоговые поступления от косвенных налогов (изъятия из экономики) сокращаются. При перегреве, наоборот, поскольку растут совокупные доходы, объем продаж увеличивается, что увеличивает поступления от косвенных налогов. Экономика автоматически стабилизируется. фискальный политика капитал экономика
Что касается пособий по безработице и по бедности, то общая сумма их выплат увеличивается при спаде (по мере того, как люди начинают терять работу и нищать) и сокращаются при буме, когда наблюдается «сверхзанятость» и рост доходов. Очевидно, что для того, чтобы получать пособие по безработице, нужно быть безработным, а чтобы получать пособие по бедности, нужно быть очень бедным. Эти пособия являются трансфертами, т.е. инъекциями в экономику. Их выплата способствует росту доходов, а, следовательно, расходов, что стимулирует подъем экономики при спаде. Уменьшение же общей суммы этих выплат при буме оказывает сдерживающее влияние на экономику.
В развитых странах экономика на 2/3 регулируется с помощью дискреционной фискальной политики и на 1/3 - за счет действия встроенных стабилизаторов .
Следует иметь в виду, что такие инструменты фискальной политики как налоги и трансферты действуют не только на совокупный спрос, но и на совокупное предложение. Как уже отмечалось, сокращение налогов и увеличение трансфертов могут использоваться для стабилизации экономики и борьбы с циклической безработицей в период спада, стимулируя рост совокупных расходов, а, следовательно, деловую активность и уровень занятости. Однако следует иметь в виду, что в кейнсианской модели одновременно с ростом совокупного выпуска снижение налогов и рост трансфертов обусловливает рост уровня цен (от Р 1 до Р 2 на рисунке 1.2 (а)), т.е. является проинфляционной мерой (провоцирует инфляцию). Поэтому в период бума (инфляционного разрыва), когда экономика «перегрета» (рисунок 1.2 (б)), в качестве антиинфляционной меры (уровень цен снижается от Р 1 до Р 2) и инструментов снижения деловой активности и стабилизации экономики может использоваться увеличение налогов и снижение трансфертов.
Однако поскольку фирмы рассматривают налоги как издержки, то рост налогов ведет к сокращению совокупного предложения, а сокращение налогов - к росту деловой активности и объема производства. Подробное изучение воздействия налогов на совокупное предложение принадлежит экономическому советнику президента США Р.Рейгана, американскому экономисту, одному из основоположников концепции «экономической теории предложения» Артуру Лафферу. А.Лаффер построил гипотетическую кривую (рисунок 1.3), с помощью которой показал воздействие изменения ставки налога на общую величину налоговых поступлений в государственный бюджет. Гипотетической эта кривая называется потому, что свои выводы Лаффер делал не на основе анализа статистических данных, а на основе гипотезы, т.е. логических рассуждений и теоретического умозаключения.
Рисунок 1.3 - Кривая Лаффера
Фискальная политика является основополагающим направлением экономической политики государства. Сложность определения принципов проведения фискальной политики заключается в том, что взимаемые налоги и расходы государства не должны препятствовать деловой активности
хозяйствующих субъектов и решению социальных задач.
Фискальная политика - регулирование правительством деловой активности с помощью мероприятий в области управления бюджетом, налогами и другими финансовыми возможностями.
Фискальная политика оказывает воздействие на национальную экономику через товарные рынки. Изменение правительственных расходов и налогов отражается на совокупном спросе и через него влияет на макроэкономические цели.
Сокращение расходов правительства уменьшает совокупный спрос, что в условиях рынка ведет к падению производства, доходов и занятости.
Рост правительственных расходов вызывает рост совокупного спроса, расширение производства, увеличение доходов, сокращение безработицы.
Изменения в налогах и правительственных расходах, следовательно, и состояние бюджета, могут происходить либо автоматически на основе изменения экономической ситуации в стране, либо в результате целенаправленных мероприятий законодательной или исполнительной власти.
Фискальная политика государства может осуществляться на основе использования различных методов и соответственно принимать разные формы:
1. экспансионистская (стимулирующая) оказывающая стимулирующее воздействие на совокупный спрос в период экономического спада;
2. контрактивная (сдерживающая), оказывающая сдерживающее воздействие на совокупный спрос в период экономического подъема.
В зависимости от режима функционирования инструментов фискальной политики ее подразделяют на:
1. недискреционную – налоговые поступления и значительная часть правительственных расходов связаны с активностью частного сектора и изменения экономической конъюнктуры автоматически вызывают изменения в относительном уровне налогов и госбюджетных расходов;
2. дискреционную – сознательное изменение налогов и правительственных расходов законодательной властью для обеспечения макроэкономической стабильности, достижения макроэкономических целей.
В зависимости от состояния экономики и стоящих перед правительством целей фискальная политика может быть:
1. стимулирующей. Она проводится в период спада и предполагает снижение налогов и увеличение госрасходов, что ведет к возникновению или увеличению бюджетного дефицита.
2. сдерживающей. Она проводится в период инфляции и предполагает увеличение налогов и сокращение правительственных расходов. Следствие проведения данной политики становится появление бюджетного излишка.
Фискальная политика может быть ограничена следующими обстоятельствами:
Изменение (рост или сокращение) госрасходов, необходимое для проведение стимулирующей или сдерживающей политики, может приходить в противоречие с другими целями расходования госсредств, например, такими как укрепление обороноспособности страны, охрана окружающей среды и т.п.;
Положительные результаты фискальной политики дает в краткосрочном периоде, в долгосрочном плане фискальная политика может приводить к отрицательным результатам;
Фискальной политике характерен эффект запаздывания. Требуется определенное время, прежде чем фискальная политика окажет ожидаемое воздействие на экономику.
Эффективность фискальной политики значительно возрастает, если она сочетается с проведением соответствующей денежно-кредитной политики.
Таким образом, фискальная политика, проводимая государством, основывается на положении о том, что изменение налоговых изъятий и объема госрасходов влияет на совокупный спрос, и, следовательно, на величину ВНП, занятость и цены. Хотя фискальная политика является действенным инструментом гос. регулирования рыночной экономики, ей присущи и негативные моменты: данная политика эффективна в краткосрочном периоде, наличие «эффекта запаздывания» и др..
12.2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ.
12.4. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ.
12.1. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВА.
Фина́нсы (мн. от лат. finanсia - приказ о выплате) – это фонды денежных средств, возникающие в процессе общественного воспроизводства у основных экономических субъектов и используемые для общегосударственных нужд и нужд общественного воспроизводства. Обычно речь идёт о:
· целевых фондах государства (общегосударственные или централизованные финансы) и
· децентрализованных финансах хозяйствующих субъектов (предприятий).
В процессе формирования и использования этих фондов денежных средств возникают финансовые отношения. С помощью финансовых отношений государство осуществляет прямое перераспределение национального дохода в целях стимулирования наиболее эффективного процесса хозяйствования.
Финансовая система государства это система экономических отношений связанная с формированием и использованием фондов денежных средств, предназначенных для удовлетворения общегосударственных нужд и нужд расширенного воспроизводства, а также учреждения, осуществляющие управление и контроль за использованием денежных средств из этих фондов.
Общегосударственные финансы включают в себя:
1. Бюджетную систему (государственные и местные бюджеты).
2. Государственные внебюджетные целевые фонды;
4. Государственные фонды страхования
Задачи, решаемые системой общегосударственных финансов:
· Развитие производственной сферы
· Развитие социальной сферы (культура, спорт, образование и пр.)
· Обеспечение финансовыми ресурсами нужд обороны, управления страной, правоохранительная деятельность.
В странах рыночной экономики производственная сфера развивается и совершенствуется за счет самофинансирования, привлечение кредитных и иных ресурсов. Государство осуществляет поддержку лишь приоритетных отраслей экономики и осуществляется по следующим направлениям:
1. Развитие отраслей и производств, обеспечивающих развитие НТП.
2. Отраслей, выпускающих экспортную или дефицитную продукцию;
3. Развитие отраслей и производств, имеющих общенациональное значение (энергетика, некоторые отрасли добывающей промышленности и сельское хозяйство)
12.2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ.
Государственный бюджem (от анг. budget - чемодан, мешок с деньгами.) - ведущее звено финансовой системы. Через бюджет осуществляются постоянная мобилизация ресурсов и их расходование.
Государственный бюджет представляет собой основной финансовый план государства на текущий год, имеющий силу закона. Утверждается законодательными органами власти - парламентами.
Основные функции государственного бюджета. Государственный бюджет современных зарубежных стран выполняет следующие основные функции:
1 перераспределение национального дохода. Через государственный бюджет перераспределяется около 50% ВВП. Бюджет широко используется для:
· межотраслевого перераспределения финансовых ресурсов. Таким образом совершенствуются межотраслевые пропорции и обеспечивается выделение приоритетных отраслей экономики.
· территориального перераспределения финансовых ресурсов. Посредством налоговой системы изымаются финансовые ресурсы из регионов, где они имеются в относительно избыточном объеме и направляются в ресурсодефицитные регионы, обеспечивая тем самым их развитие. Как правило, это области, бедные природными ресурсами или пострадавшие экологически и т.п.
· перераспределение доходов между различными группами населения посредством налоговой системы и системы социальных трансфертов.
Используя бюджет, государство вносит глубокие изменения в пропорции, складывающиеся на стадиях производства и первичного распределения национального дохода.
2 государственное регулирование и стимулирование экономики . Перераспределение национального дохода в значительной мере позволяет реализовать следующую функцию государственного бюджета - государственное регулирование и стимулирование экономики.
3 финансовое обеспечение социальной политики . Государственный бюджет стал крупным источником средств для воспроизводства рабочей силы. По мере научно-технического прогресса воспроизводство рабочей силы все в большей степени зависит от расходов на образование, здравоохранение, социальное страхование и обеспечение.
4 реализация всех этих функций дополняется осуществлением контроля за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств . Он включает контроль за соблюдением финансово-экономического законодательства в процессе формирования и использования денежных фондов, оценку эффективности финансово-хозяйственных операций и целесообразность произведенных расходов
П ериод, в течение которого действует утвержденный бюджет,называется бюджетный год .
Композиция бюджета. В широком смысле слова бюджет - баланс, в одной стороне которого находятся все доходы, в другой - расходы. (вертикальная и горизонтальная композиция бюджета)
Доходы бюджета - часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых для выполнения его функций. Можно выделить следующие основные источники доходной части бюджета: налоги, государственные займы, доходы от использования государственной собственности; доходы от приватизации; гранты или дары; денежная эмиссия.
1) Главный метод перераспределения национального дохода - налоги, обеспечивающие преобладающую долю доходов бюджета. Так, в доходах центрального бюджета различных государств налоговые поступления составляют около 9/10. Доля налогов в доходах членов федерации и местных бюджетов значительно меньше. Эти бюджеты формируются за счет закрепленных (собственные доходы соответствующих бюджетов) и регулирующих (доходы, передаваемые из вышестоящего звена бюджетной системы нижестоящему) доходов.
2) Следующим по своему финансовому значению доходом бюджета являются государственные займы. К этому методу государство прибегает при бюджетных дефицитах, которые предусматриваются при составлении бюджета на предстоящий год. Существуют два пути получения государственных займов: 1) государственные займы, полученные у физических и юридических лиц путем выпуска ценных бумаг от имени государства; 2) кредиты, полученные у центрального банка и других, кредитных учреждений. Увеличение объема кредитных операций государства ведет к росту государственного долга. И часто ведет к росту налогов. Его погашение, выплата по нему процентов осуществляются в значительной мере за счет налоговых платежей либо новыми кредитными операциями. получения государственных займов от отдельных государств либо от международных финансово-кредитных учреждений. Поэтому средства, мобилизуемые на основе государственных займов, необходимо рассматривать не в качестве источника формирования доходов бюджета, а в качестве способа временного пополнения бюджетного фонда.
3) доходы от использования государственной собственности;
4) доходы от приватизации;
5) гранты (дары) от иностранных правительств или международных организаций. Гранты могут предоставляться либо для финансирования реализации определенного проекта, либо просто для поддержания бюджета дружественных государств, испытывающих трудности. Гранты не считаются статьей финансирования бюджета и показываются в его доходной части, а не "под чертой". Если грант предназначен для приобретения средств производства, он считается капитальным. Все остальные гранты относятся к текущим. Гранты отличаются от займов тем, что по грантам не наступает контрактного обязательства выплачивать полученные суммы.
6) при чрезвычайных обстоятельствах, когда получение налоговых платежей, государственных займов оказывается затруднительным, государство обращается к эмиссии бумажных денег. Это самый непопулярный метод, так как вызывает рост денежной массы без соответствующего товарного обеспечения и приводит к усилению инфляционного процесса, который имеет тяжелые социально-экономические последствия.
В зависимости от государственного устройства страны различают:
а) в унитарном государстве - доходы центрального (государственного) бюджета и доходы местных бюджетов;
б) в федеративном государстве - доходы федерального бюджета, доходы бюджетов членов федерации и доходы местных бюджетов;
Расходы государственного бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих задач и функций.
С начала XX века основная тенденция в области расходов государственного бюджета - постоянное их увеличение. Скачкообразный рост расходов происходит в периоды войн, когда они увеличиваются в десятки раз. Однако, во второй половине XX в. удельный вес военных расходов сократился и возросли социальные расходы, затраты по вмешательству в экономику.
Расходы государственного бюджета стран с развитой рыночной экономикой подразделяются на следующие пять групп:
1 социальные цели;
2 вмешательство в экономику;
3 военные;
5 предоставление субсидий и кредитов развивающимся странам.
Основные в государственном бюджете расходы военные, на вмешательство в экономику и на социальные цели.
I. Затраты на социальные цели включают расходы на образование, здравоохранение, социальное страхование и социальное обеспечение. Они проходят по многочисленным социальным программам. В США насчитывается около 100 таких программ, в Великобритании - несколько десятков. Затраты на социальное страхование в значительной мере финансируются за счет самих трудящихся.
2. Быстро растущей группой государственных расходов являются затраты по вмешательству в экономику (бюджетное финансирование). Например затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР от 50 до 70% всех затрат на научные исследования), на экономическую и социальную инфраструктуру, поддержку сельского хозяйства, государственных отраслей экономики, обеспечение занятости в отдельных отраслях хозяйства и регионах страны, на стимулирование экспорта.
Повысились субсидии частным фирмам, особенно в так называемых районах развития. К ним относятся районы с высоким уровнем безработицы и замедленным экономическим ростом.
В некоторых странах выдаются субсидии на занятость предпринимателям на вновь принятых работников. Значительные ресурсы из государственного бюджета предоставляются сельскому хозяйству. В странах Европейского Союза (ЕС) поддержка сельского хозяйства осуществляется не только на национальном, но и на межгосударственном уровне.
Активная помощь оказывается также экспортным фирмам, что значительно облегчает их положение в условиях острой конкурентной борьбы на мировых рынках. стимулирует относительно высокие темпы экономического роста, но и смягчает ее циклические колебания. Удельный вес расходов государственных бюджетов по вмешательству в экономику увеличился с 15-17% в середине 50-х до 20% в середине 60-х и 22-25% в 80-90-х годах.
3. На военные расходы в ведущих зарубежных странах приходится до 20 общей суммы расходов государственного бюджета. Они подразделяются на прямые и косвенные военные расходы. Прямые военные расходы отражаются в военных бюджетах - отграниченной части государственного бюджета. Они включают затраты на производство новейших наступательных стратегических вооружений, содержание и обучение личного состава вооруженных сил, научные исследования военного характера, содержание милитаристских блоков (НАТО).
Прямые военные расходы резко возрастают в периоды войн и в условиях милитаризации экономики.
К косвенным военным расходам относятся часть процентов, уплачиваемых по государственному долгу, контрибуции и репарации, пенсии и пособия инвалидам войны и семьям погибших. а также военные расходы, которые проходят по статьям гражданских ведомств. и
4. Расходы на содержание государственного аппарата управления включают затраты на содержание органов законодательной и исполнительной власти, суда, прокуратуры, полиции, различных министерств и ведомств. В целом расходы на государственный аппарат занимают 4-5% общей суммы расходов бюджета.
5. Расходы по внешнеэкономической деятельности.
6. Расходы по обслуживанию государственного долга
Расходы бюджета, являясь важной составной частью государственных расходов в целом, выражают экономические отношения, возникающие в связи с использованием средств общегосударственного денежного фонда.
Возможны 3 варианта состояния бюджетного фонда:
· сбалансированное состояние, когда доходы равны расходам;
· профицит , когда доходы превышают расходы;
· дефицит, когда расходы превышают доходы.
Наиболее типичное – дефицит.
12.3. НАЛОГИ: СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ, ВИДЫ. КРИВАЯ ЛАФФЕРА.
Решающее значение в доходах бюджета имеют налоги.
Налоги - обязательный платеж, взимаемый государством с физических и юридических лиц, носящие фискальный характер.
Государство без налогов существовать не может, так как они главный метод мобилизации доходов в условиях рыночных отношений. Обосновал их необходимость и первым сформулировал основные принципы (правила) налогообложения А.Смит.
Рисунок 12.1 – Принципы налогообложения
равномерность или принцип справедливости - подданные государства должны по возможности соответственно своей способности и силам, т. е. соответственно доходу, участвовать в содержании правительства;
определенность - налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа - все это должно быть ясно и определенно для плательщика;
удобство - каждый налог должен взиматься в то время или тем способом, когда и как плательщику должно быть удобнее платить его;
экономия - каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он удерживал из доходов народа возможно меньше сверх того, что он приносит казначейству государства.
· налог должен взиматься с доходов, а не с капитала . Чрезвычайно важно, чтобы налогообложение не наносило ущерба национальному капиталу. Налогообложение любой страны не должно превышать наиболее высоких налоговых ставок, существующих в настоящее время в развитых странах. В результате будет исключена опасность лишения страны путем налогообложения части ее капитала.
Функции налогов выявляют их социально-экономическую сущность, внутреннее содержание. В современных условиях налоги выполняют три функции: фискальную, регулирующую и стимулирующую.
1. Фискальная функция - основная, характерная изначально для всех государств. С ее помощью образуются государственные денежные фонды, т. е. материальные условия для функционирования государства. Именно эта функция обеспечивает реальную возможность перераспределения части стоимости национального дохода в пользу наименее обеспеченных социальных слоев общества.
Значение фискальной функции с повышением экономического уровня развития общества возрастает. XX в. характеризуется огромным ростом доходов государства от взимания налогов, что связано с расширением его функций и определенной политикой социальных групп, находящихся у власти.
Фискальная функция налогов создает объективные предпосылки для вмешательства государства в экономические отношения, т. е. она обусловливает регулирующую функцию.
2. Регулирующая функция означает, что налоги как активный участник перераспределительных процессов оказывают существенное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала.
3. Стимулирующая. Налоги влияют на уровень и структуру совокупного спроса, а через механизм рыночного спроса могут содействовать производству или тормозить его. От налогов зависит соотношение между издержками производства и ценой товаров и услуг, являющееся для предпринимателей определяющим в процессе использования или реализации производственных мощностей
В современном государстве существуют различные виды налогов (рисунок 12.2.)
Прямые - подоходный налог с населения, налог на прибыль корпораций, поимущественный налог и ряд других.
Косвенные - это налоги, взимаемые в ценах товаров и услуг (НДС), акцизы, таможенные пошлины, фискальные монопольные налоги. Прямые налоги преобладают в Канаде, США, Японии, Дании, а косвенные - во Франции, Италии, Норвегии. В целом в странах произошел сдвиг в сторону прямого налогообложения. В налоговых поступлениях в госбюджет Республики Беларусь преобладают косвенные налоги. Это свидетельствует о том, что налоговая система страны выполняет в большей степени фискальную, нежели стимулирующую функцию.
Рисунок 12.2 – Виды налогов
Особенно важна классификация в зависимости от объекта налогообложения и его цели:
1 подоходный налог с населения. Наибольшие поступления среди прямых налогов обеспечивает подоходный налог с населения - от 25 до 45% и более от общей суммы доходов государственного бюджета.
2 налог на прибыль корпораций. Одна из наиболее ярких тенденций в области прямого налогообложения в западных странах - постоянное снижение удельного веса поступлений по налогу на прибыль корпораций. Так, в США накануне Второй мировой войны поступления по этому налогу составляли почти половину всех налоговых поступлений федерального бюджета, в 1998 г. - 12%.
Такие же процессы происходят во всех других экономически развитых странах. Доля этого налога в общих доходах бюджета колеблетсяот 5,5% во Франции и Германии, до 10-11% в Великобритании.
3 налог на добавленную стоимость (НДС ). Среди косвенных налогов в зарубежных развитых странах наибольшее значение имеют налог на добавленную стоимость (НДС) НДС - важнейшая составная часть налоговых систем 42 государств, в том числе 17 европейских (действует во всех странах ЕС). Из ведущих зарубежных стран НДС не применяется в США и Японии. На долю этого налога приходится от 30 до 50% и более всех косвенных налогов. В целях стимулирования экспорта все вывозимые товары освобождаются от НДС.
4 акцизы (на табак, крепкие спиртные напитки, пиво, вино, бензин).
5 таможенные пошлины - это налоги, взимаемые при импорте и экспорте товаров. В связи с интернационализацией хозяйственной жизни, развитием международного разделения труда роль таможенных пошлин как доходного источника после Второй мировой войны в экономически развитых западных странах постоянно снижалась. Это связано с общим сокращением таможенных тарифов на промышленные товары в рамках Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ)", созданием зон беспошлинной торговли в странах ЕС, ЕАСТ и др.
Налоговые платежи являются важнейшим инструментом государственного макроэкономического регулирования. Налоги должны обеспечивать доходную часть бюджета финансовыми ресурсами и одновременно они не должны быть слишком высокими, чтобы сохранялись стимулы развития производства у национальных производителей. Увеличение налоговой ставки свыше ее оптимальной величины приведет к сокращению объемов национального производства и снижению суммы налоговых поступлений в бюджет государства. Это было показано советником президента Р.Рейгана А.Лаффером
Рисунок 12.3 – Кривая Лаффера
Используя налоговую функцию: Т = t Y, А.Лаффер показал, что существует оптимальная ставка налога (t опт.), при которой налоговые поступления максимальны (Т max .). Если увеличить ставку налога, то уровень деловой активности (совокупный выпуск) снизится, и налоговые поступления сократятся, поскольку уменьшится налогооблагаемая база (Y) (рис.12.3). Поэтому в целях борьбы со стагфляцией (одновременным спадом производства и инфляцией) А. Лаффер в начале 80-х годов предложил такую меру, как снижение ставки налога (и подоходного, и на прибыль корпораций).
12.4. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ.
Как мы уже отмечали из трех возможных состояний бюджетного фонда наиболее типичным для современного государства является состояние дефицита. Дефицит государственного бюджета может покрываться за счет заимствований государства. Государственные заимствования приводят к появлению такого явления, как государственный долг.
Государственный долг - результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета. Государственный долг равен сумме дефицитов прошлых лет с учётом вычета бюджетных излишков.
Осуществление государственных займов у резидентов порождают внутренний долг и у нерезидентов – внешний долг. Сумма внешнего и внутреннего долга – это национальный долг страны.
Виды государственного долга:
- Капитальный государственный долг представляет всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам;
- текущий государственный долг составляют расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил;
Государственный долг подразделяется также на краткосрочный (до одного года), среднесрочный (от одного года до пяти лёт) и долгосрочный (свыше пяти лет). Наиболее тяжёлыми являются краткосрочные долги. По ним вскоре приходится выплачивать основную сумму с высокими процентами.
Показатель величины государственного долга отражается в СНС и государство контролирует этот важнейший макроэкономический показатель. МВФ рассчитал и установил критические значения величины государственного долга. Внешний долг страны не должен превышать:
· 60%к ВВП;
· отношение внешнего долга к экспорту товаров и услуг (критическое значение) – 220 %;
· отношение платежей по внешнему долгу к экспорту товаров и услуг - 25 %.
Каждое государство осуществляет управление государственным долгом для того, чтобы его величина не превысила критическое значение.
Управление государственным долгом – это система мер направленных на обслуживание долга (выплата % по нему) и его погашение.
Финансирование расходов, связанных с обслуживанием и погашением государственного долга осуществляется за счет:
1 увеличения налогов (основной, но не единственный источник);
2 продажа государственной собственности;
3 прибыль, если средства использованы производительно;
4 осуществление новых займов.
Размещение новых государственных займов для погашения задолженности по уже выпущенным называется рефинансированием государственного долга.,
Наличие государственного долга имеет следующие реальные негативные последствия:
· погашение внутреннего долга путем выплаты процентов населению увеличивает неравенство в доходах разных социальных групп, поскольку значительная часть государственных обязательств сконцентрирована у наиболее состоятельной части населения. Следовательно, те, кто обладает государственными ценными бумагами, при их погашении станут еще богаче;
· повышение налогов с целью выплаты процентов по государственному долгу может подорвать действие экономических стимулов развития национального производства;
· займы правительства в национальной банковской системе для уплаты процентов по государственному долгу приводят к сокращению инвестиций внутри страны;
· наличие государственного долга создает психологическое напряжение в стране, порождая неуверенность в деловой активности ее экономики.
12.5. ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА: СУЩНОСТЬ И ВИДЫ.
С целью ускорения экономического роста, контроля над занятостью и инфляцией, государство осуществляет фискальную, или бюджетно-налоговую политику.
Фискальная политика представляет собой систему мер, которую предпринимает правительство для стабилизации экономики с помощью изменения величины доходов и/или расходов государственного бюджета. (Поэтому фискальную политику также называют бюджетно-налоговой политикой).
Целями фискальной политики как любой стабилизационной (антициклической) политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики, являются обеспечение:
1) стабильного экономического роста;
2) полной занятости ресурсов (прежде всего решение проблемы циклической безработицы);
3) стабильного уровня цен (решение проблемы инфляции).
Фискальная политика – это политика регулирования правительством прежде всего совокупного спроса. Регулирование экономики в этом случае происходит с помощью воздействия на величину совокупных расходов. Однако некоторые инструменты фискальной политики могут использоваться для воздействия и на совокупное предложение через влияние на уровень деловой активности.
Фискальную политику проводит правительство.
Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно: 1) государственные закупки; 2) налоги; 3) трансферты.
По методам осуществления различают фискальную политику: 1) дискреционную и 2) автоматическую (недискреционную).
Дискреционная фискальная политика представляет собой законодательное (официальное) изменение правительством величины государственных закупок, налогов и трансфертов с целью стабилизации экономики.
Автоматическая фискальная политика связана с действием встроенных (автоматических) стабилизаторов.
Автоматические стабилизаторы представляют собой инструменты, величина которых не меняется , но само наличие которых (встроенность их в экономическую систему) автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при перегреве. Т.е происходит естественное приспособление экономики к фазам экономического цикла
К автоматическим стабилизаторам относятся: 1) подоходный налог; 2) пособие по безработице.
Подоходный налог действует следующим образом: при спаде уровень деловой активности (Y) сокращается, и, следовательно, величина налоговых поступлений уменьшается. В условиях экономического роста растет занятость, увеличиваются объемы выпуска, растет прибыль, налоговые поступления при прогрессивной системе налогообложения увеличиваются даже при неизменной ставке налога. Увеличение налогов сокращает величину совокупных расходов и оказывает антиинфляционное воздействие на экономику. Поскольку экономический рост сопровождается ростом занятости, уменьшаются трансфертные государственные платежи (пособия по безработице, по бедности), что также сдерживает развитие инфляции. Наоборот, в условиях экономического спада налоговые поступления автоматически снижаются, а трансфертные платежи возрастают (пособия по безработице), что содействует увеличению совокупных расходов и снижению уровня безработицы.
Такие инструменты фискальной политики как налоги и трансферты действуют не только на совокупный спрос, но и на совокупное предложение.
Поскольку фирмы рассматривают налоги как издержки, то рост налогов ведет к сокращению совокупного предложения, а сокращение налогов – к росту деловой активности и объема производства. Подробное изучение воздействия налогов на совокупное предложение принадлежит американскому экономисту, одному из основоположников концепции «экономической теории предложения» Артуру Лафферу (рис.12.3).
В развитых странах экономика на 2/3 регулируется с помощью дискреционной фискальной политики и на 1/3 – за счет действия встроенных стабилизаторов.
В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, инструменты фискальной политики используются по-разному. Выделяют два вида дискреционной фискальной политики: 1) стимулирующую и 2) сдерживающую.
Стимулирующая фискальная политика (фискальная экспансия) применяется при спаде (рис.12.4 (фискальная экспансия)) и предполагает увеличение государственных расходов, снижение налогов или комбинирование этих мер. Она сокращает рецессионный разрыв выпуска и снижает уровень безработицы, направлена на увеличение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами выступают: а) увеличение государственных закупок; б) снижение налогов; в) увеличение трансфертов.
Сдерживающая фискальная политика (фискальная рестрикция) направлена на ограничение циклического подъема экономики и предполагает снижение государственных расходов и увеличение налогов. (рис.12.4). Она имеет целью сокращение инфляционного разрыва выпуска и снижение инфляции и направлена на сокращение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами являются: а) сокращение государственных закупок; б) увеличение налогов; в) сокращение трансфертов.
Рисунок 12.4 – Стимулирующая и сдерживающая фискальная политика
Фискальная политика в Республике Беларусь является сдерживающей, что связано с инфляционными процессами в национальной экономике. Современная бюджетно-налоговая политика Республики Беларусь предполагает сокращение расходов государственного бюджета и увеличение его доходов главным образом за счет неналоговых инструментов (использование механизмов приватизации, стимулирования деловой активности).
Кроме того, проводится совершенствование и налоговой политики. Это обусловлено тем, что бюджетно-налоговая политика государство носила до сих пор фискально-защитный характер, при котором государство стремилось обеспечить высокую степень защиты населения. Это предполагало высокую налоговую нагрузку на экономику. В связи с этим произошло снижение темпов развития производства, снизилась собираемость налоговых платежей, произошло ухудшение собираемости налогов. Дальнейшее реформирование налоговой системы в республике предполагает дальнейшее упрощение системы налогообложения и снижение налоговой нагрузки основных субъектов хозяйствования.