Изменения налогов для малого бизнеса. Система налогообложения малого бизнеса в россии. Совмещение систем налогообложения
Налоговая реформа, которая начала внедряться с первых месяцев 2015 года, заявлена как комплекс финансово-административных мероприятий по преодолению кризисных явлений в экономике и стимулированию развития приоритетных отраслей производства. В том числе существенным изменениям подверглось налогообложение малого бизнеса в 2018 году.
О роли малого бизнеса
По оценкам экспертных организаций в сфере экономики и финансов, российский малый бизнес так и не сумел стать ключевой структурой в общей экономической системе государства. Это обстоятельство расценивается как отрицательное явление, поскольку недостаточная активность мелкого и среднего частного капитала негативно сказывается на таких основообразующих экономических процессах, как:
- занятость населения и уровень его благосостояния;
- перераспределение капитала между всеми отраслями экономики и, как следствие, наличие одинаковых возможностей для развития каждой из этих отраслей;
- общие возможности для роста добавленной стоимости в составе национального продукта.
Отсутствие позитивных изменений по указанным направлениям является одной из основных причин невозможности переориентировать российскую экономику с сырьевой на инновационную.
Существенные преобразования сформировавшихся за последние годы финансово-хозяйственных отношений невозможны без поддержки государством представителей малого бизнеса. В рамках рыночной экономики такая поддержка может осуществляться путем целевого субсидирования, налоговых льгот и введения благоприятных условий администрирования и контроля над деятельностью субъектов хозяйствования.
Нынешняя государственная программа направлена на проведение ряда мероприятий по каждому из указанных направлений.
Налоговая реформа
Заявленное правительством льготное налогообложение малого бизнеса в 2018 году предполагает введение следующих положительных новаций:
- упрощение администрирования налогов;
- снижение налоговой ставки (решение принимается региональными органами);
- мораторий на проверки;
- индивидуальный подход к определению размеров штрафов для предпринимателей.
Еще одним одиозным новшеством, которому подверглись налоги на малый бизнес в 2018 году, являются широко разрекламированные налоговые каникулы, которые освободят индивидуальных предпринимателей от давления фискальных органов на несколько лет. Однако эти нормы действуют с существенными ограничениями. Так, законом запрещено проводить налоговые проверки только у узкого круга предпринимателей, деятельность и порядок регистрации которых соответствует следующим параметрам:
- время существования зарегистрированного бизнеса не должно превышать два года по состоянию на 1 января 2015 года;
- деятельность осуществляется в одной из трех сфер (социальная, научно-техническая, производство);
- налогообложение деятельности предпринимателя осуществляется по патентной системе либо по упрощенной системе налогообложения.
Налоговые органы призваны постоянно осуществлять мониторинг эффективности применения налоговых каникул. В случае, если будут зафиксированы негативные тенденции, данные нормы будут исключены из налогового законодательства.
Льготы для малого бизнеса в 2018 году
Необходимо обратить внимание представителям малого бизнеса и на следующие моменты:
- сроки проверки субъекта МСБ контролирующим органом не могут превышать 50 часов в год. При этом часы всех проверяющих органов суммируются. Например, если фирму проверяла трудовая инспекция и время проверки составило 20 часов, то следующий контролирующий орган не сможет ее проверять больше 30 часов;
- с 1 января 2016 года введены надзорные каникулы. Срок их действия до 31 декабря 2018 года. В течение этого периода запрещены все плановые неналоговые проверки малых предприятий (например, пожнадзором, санэпидемстанцией). Однако право проверки остается у налоговых служб и инспекторов Пенсионного фонда и ФСС;
- региональные органы получили полномочия освобождать от уплаты налога частных предпринимателей, которые находятся на «упрощенке» или патенте и начинают свою деятельность в сфере науки, производства или социальных услуг.
ИП и его налоги: Видео
Актуально 2018 год:
Налоговый учет, обложение для малого бизнеса разрешено вести по упрощенным налоговым схемам и правилам. Но для того, чтобы платить меньше (и меньше, соответственно, отчитываться), надо предварительно, во время регистрации налогового учета в ИФНС, выбрать именно упрощенные методики. Подавать заявления на использование наиболее выгодной, перспективной методики, системы налогообложения.Налоговый Кодекс позволяет применить различные режимы расчета и взимания налогов с малого предпринимательства:
- Упрощенная налоговая система (УСН).
- Единый налог на вмененный доход (ЕНВД).
- Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН).
- Патентная налоговая система (ПНС).
Выбор не всегда целиком и полностью зависит от желания потенциального плательщика. Использование конкретных видов упрощенных режимов ограничено требованием к отрасли, субъекту, типу деятельности или общей величине выручки, полученной плательщиком.
Выгода от использования режимов:
- отменяют налог на имущество (кроме имущества физлиц);
- нивелируют необходимость учитывать и уплачивать НДС;
- предприниматель (ИП) освобожден от платежа НДФЛ (только того дохода, который связан с его предпринимательской деятельностью.
УСН (Упрощённая система налогообложения)
Возможна к применению широким кругом лиц, как физических (ИП), так и юрлиц (ООО), работающих в сфере малого бизнеса. Существуют два вида объектов тспользования по УСН, и бизнесмены обязаны определиться в ИФНС, какой конкретно они желают использовать:
- По доходам минус расходам. Ставка по нему -15% от разности доходов (выручки), полученной от ведения бизнеса и расходов (затрат) по нему. Подойдет для компаний, частников, у которых отражаются фиксированные затраты, которые можно вычесть для уменьшения облагаемой базы. Например, для торговли (вычитается сумма приобретенных у поставщиков продуктов), монтажа (вычитается стоимость оборудования, закупка комплектующих), производственных работ (амортизация, материалы, электроэнергия, иные производственные расходы). Осуществлять платежи по УСН нужно ежеквартально, до 20 числа следующего за окончанием квартала месяца.
- По доходам. Ставка – 6% от суммы заработанной от бизнеса выручки. Подойдет для тех видов, по котором сложно учесть расходы. Например, сфера оказания разнообразных услуг: по ведению бухгалтерского учета, юридических, информационных заказов. Этот налоговый учет предельно упрощен в ведении, отчеты и платежи по нему перечисляются и предоставляются ежеквартально, в те же сроки, что и плата УСН (предыдущий метод – разность доходов и расходов).
Самый прибыльный бизнес: 3 идеи заработка с самой большой рентабельностью
ЕНВД (Единый налог на вмененный доход)
Объект обложения в рамках этой методики признан вмененный доход. То есть, некая определенная посредством статистических вычислений сумма, определяющая фиксированную к получению выручку в той или иной отрасли, по регионам. База определяется посредством умножения этой фиксированной величины на ставку налога (15%) и уточняющие, корректирующие коэффициенты. Они устанавливаются в зависимости от:
- местонахождения точки;
- запланированного и фактического уровня инфляции;
- иных, влияющих на бизнес факторов.
ЕНВД зачисляется в бюджет поквартально, до 25 числа каждого месяца, следующего за окончанием отчетного квартала, то есть, до 25 апреля, июля, октября и января.
На ЕНВД выгодно перейти динамично развивающимся компаниям, выручка которых равна или выше среднего областной по конкретному виду бизнеса. Практика показывает, что лица, изначально использовавшие УСН, по мере развития переводят обложение на ЕНВД. Это позволит существенно сэкономить на услугах бухгалтера.
ЕСХН (Единый сельскохозяйственный налог)
Льготный режим, введенный для стимулирования развития сельскохозяйственных производителей. ЕСХН предусматривает наименьшую нагрузку, платеж по нему составляет всего 6% от разницы доходов и расходов предпринимателей.Но он фиксирует и четкие условия работы в системе: применить такой режим разрешено лишь тем, чьи доходы от изготовления и продажи сельхозпродукции больше 70% от общего оборота. Нарушение такого требования грозит переводом фирмы на общий режим обложение и пересчетом всех налогов за период, когда выявлено нарушение, штрафами и иными санкциями.
ЕСХН по закону необходимо начислить и заплатить дважды в год – авансовый платеж за полугодие – до 25 июля текущего года, полный расчет произвести за год, до 31 марта следующего года.
ПНС (Патентная система налогообложения)
Патенты вводятся не для всех видов деятельности, а лишь для тех категорий, которые в субъекте Федерации считаются приоритетными. Список утверждается и публикуется в региональных официальных источниках, в него регулярно вносятся изменения.Этот тип обложения позволяет минимизировать расходы на осуществление учета, как налогового, так и бухучета, поскольку не требует предоставления налоговой деклараций и отчетов. Разрешен к использованию лишь физическими лицами (индивидуальными предпринимателями). Сумма перечисления снижена по сравнению с иными видами, это стало мерой для стимулирования нужных региону отраслей, позволяющей развивать частную деятельность и бизнес в государстве.Плата за патент направляется в бюджет дважды в год. Первая часть – одна треть от суммы – в течение первого квартала года или 90 дней с даты перехода на патент (если компания образована и приняла ПНС не с 1 января). Вторая – две трети, до конца налогового периода. Квитанцию на перечисление можно взять непосредственно в местном ИФНС.
Льготы для малого бизнеса - это преимущества, которые государство предоставляет определенным категориям предпринимателей, чем ставит их в более выгодное положение по сравнению с остальными субъектами бизнеса. Льготный режим деятельности индивидуальных предпринимателей, микропредприятий и предприятий малого бизнеса снижает поступление в бюджет налогов и взносов, но зато решает другие вопросы государственной значимости:
- Обеспечение самозанятости и дальнейшего пенсионного обеспечения предпринимателей без работников (фрилансеров, ремесленников, лиц, оказывающих услуги разного рода);
- Создание новых рабочих мест и снятие с государства бремени по содержанию безработных;
- Снижение социальной напряженности в обществе за счет роста благосостояния населения;
- Развитие новых видов деятельности и организация небольших инновационных производств, которые хоть и не гарантируют большой прибыли, но зато не требуют крупных финансовых вложений.
Сейчас в России насчитывается более 20 миллионов человек трудоспособного возраста, которые нигде официально не работают и не стоят на налоговом учете, как предприниматели. Государство заинтересовано максимально вывести эту категорию из тени, чтобы хотя бы вопросы самообеспечения эти граждане взяли на себя. Для этого необходимо сделать так, чтобы вести легальный малый бизнес было просто, удобно и выгодно, а значит:
- Максимально уменьшить налоговую нагрузку для этой категории налогоплательщиков;
- Снизить административные барьеры при государственной регистрации субъектов малого предпринимательства;
- Упростить отчетность малого бизнеса перед государственными органами;
- Смягчить административный и налоговый контроль и уменьшить размер штрафных санкций за нарушение законодательства;
- Предоставить особые условия субъектам малого бизнеса для получения заказов на производство товаров и реализацию услуг, в частности, в рамках госзакупок.
Но прежде чем узнать, какие льготы малому бизнесу в 2018 году предоставляет государство, давайте разберемся, что собой представляют .
Кто относится к малому бизнесу
Закон № 209-ФЗ от 24.07.07 выделяет несколько категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:
- индивидуальные предприниматели;
- крестьянские (фермерские) хозяйства;
- хозяйственные общества;
- хозяйственные партнерства;
- производственные кооперативы;
- сельскохозяйственные потребительские кооперативы.
Большей государственной поддержкой пользуется именно малый бизнес, а не средний, поэтому подробнее рассмотрим критерии отнесения к этой категории. Поправки, внесенные в прошлом году в закон № 209-ФЗ, позволили с 2016 года относить к малому бизнесу (в том числе, к микропредприятиям) большее количество бизнесменов:
- Лимит годовой выручки от реализации товаров и услуг для малых предприятий увеличился с 400 до 800 млн рублей, а для микропредприятий - с 60 до 120 млн рублей.
- Выросла разрешенная доля участия других коммерческих организаций (не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства) в уставном капитале малого предприятия - с 25% до 49%.
- Средняя численность работников осталась прежней - не более 15 человек для микробизнеса и не более 100 человек для малого предприятия.
- Увеличен период, в течение которого бизнесмен относится к этой категории, даже если он превысил лимит по выручке или численности работников - с двух до трех лет. Так, если лимит был превышен в 2017 году, то компания утратит право считаться малой только в 2020 году.
Что касается индивидуальных предпринимателей, то для них действуют те же самые критерии разделения на малый и средний бизнес: по доходам и количеству работников. Тех ИП, кто не является работодателями, оценивают по полученной за год выручке (данные в таблице выше). Индивидуальных предпринимателей, работающих только на патентной системе налогообложения, относят к микропредприятиям.
Налоговые льготы для малого бизнеса в 2018 году
Самое главное преимущество налоговых льгот для малого бизнеса в том, что они напрямую снижают сумму налогов, которые бизнесмен должен перечислить в бюджет. В России существует четыре специальных системы налогообложения с низкими налоговыми ставками, воспользоваться которыми могут только субъекты малого и микробизнеса:
- - лимит годовой выручки в 2018 году - не более 150 млн. руб., численность работников - не более 100 человек.
- - лимит годовой выручки не установлен, но количество работников тоже не должно превышать 100 человек.
- - на этом режиме могут работать только индивидуальные предприниматели, разрешенное количество работников - всего 15 человек, причем, по всем видам деятельности ИП в совокупности. Лимит годовых доходов для предпринимателя на патенте - 60 млн рублей.
- - лимит годовой выручки не установлен, однако доля дохода от реализации сельскохозяйственной продукции должна составлять не менее 70% от всего дохода. Количество работников имеет ограничение (не более 300 человек) только для ИП и рыбохозяйственных организаций и индивидуальных предпринимателей. Для сельскохозяйственных организаций такого ограничения нет.
Дополнительная неявная льгота для УСН Доходы и ЕНВД - это уменьшение авансового платежа и квартального вмененного налога на сумму уплаченных в отчетном квартале за работников и ИП за себя.
С 2016 года перечень налоговых льгот для малого бизнеса пополнился правом региональных властей устанавливать на своей территории для плательщиков ЕНВД и УСН еще более низкие налоговые ставки, чем предусмотрено этими режимами. Так, налоговая ставка по ЕНВД может быть снижена с 15% до 7,5%, а на УСН - с 6% до 1%. По сути, регионы могут создавать на своей территории настоящие налоговые гавани почти с нулевым налогообложением. Все, что требуется государству от предпринимателей, зарегистрировавшихся в этих регионах, - это создание рабочих мест и внесение страховых взносов за работников.
Наконец, в период в 2015 по 2020 годы впервые зарегистрированные индивидуальные предприниматели вправе в течение двух налоговых периодов (максимум - двух лет) после регистрации работать в рамках , то есть, по нулевой налоговой ставке. Для этого надо будет удовлетворять ряду условий:
- быть впервые зарегистрированным в статусе ИП после вступления в действие регионального закона о налоговых каникулах;
- выбрать налоговый режим ПСН или УСН;
- осуществлять деятельность, указанную в региональном законе о налоговых каникулах.
Таким образом, налоговые льготы малому бизнесу в 2018 году позволяют начать свое дело, вкладывая большую часть получаемого дохода в дальнейшее развитие бизнеса, а не отдавая его государству в виде налогов.
Административные льготы для малого бизнеса в 2018 году
Не секрет, что законодательство, регулирующее деятельность бизнеса в России, можно назвать сложным, запутанным, изобилующим суровыми санкциями за его нарушение. Одна из причин, заставляющая предпринимателей уходить в тень, - это административные трудности, такие как сложный порядок отчетности, оформления кадров и денежных расчетов, частые проверки надзорных органов, нежелание банков выдавать необеспеченные кредиты и т.д.
Для решения этих вопросов государство предложило ряд административных льгот для малого бизнеса, которые действуют в 2018 году:
- Плательщики ЕНВД и ПСН вправе проводить наличные расчеты без применения кассового аппарата, Исключение - сфера торговли и розницы. Здесь ККТ для организаций и ИП с работниками потребуется с июля 2018 года.
- Организации, которые относятся к малым, могут вести бухучет в упрощенной форме
- Малые организации и ИП имеют право вести в упрощенном порядке и не устанавливать лимит кассы.
- Работодатели, относящиеся к категории малого бизнеса, вправе оформлять на срок до 5 лет (по общему правилу, трудовые договоры с большинством категорий работников являются бессрочными). При этом надо соблюдать два условия: численность персонала не может превышать 35 человек, а работник должен дать свое согласие на заключение срочного договора.
- для малого бизнеса на период 2016-2018 годов - запрет на проведение плановых неналоговых проверок. Внеплановые неналоговые проверки, а также проверки от ФНС и фондов по-прежнему могут проводиться в любое время.
- Региональные и местные власти в субъектах РФ могут заключать с представителями малого бизнеса договоры аренды зданий и помещений на льготных условиях в течение 5 лет, а также предоставлять арендаторам преимущественное право выкупа такого имущества.
- При получении банковского кредита малые предприятия могут обратиться в гарантийные организации для получения , что значительно повышает шансы заемщика.
- Для участия представителей малого бизнеса в предусмотрена специальная льгота - госзаказчики обязаны производить не менее 15% совокупного годового объема закупок у этой категории.
Финансовые льготы для малого бизнеса в 2018 году
Здесь речь идет уже не об улучшения условий для ведения бизнеса, а о льготах предприятиям малого бизнеса и индивидуальным предпринимателям в виде прямой финансовой поддержки, например, субсидий:
- на возмещение части затрат по договорам лизинга
- на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам и займам
- на возмещение части затрат, связанных с участием в конгрессно-выставочных мероприятиях
- для начинающих предпринимателей (до 500 тысяч рублей).
Безвозмездные субсидии и гранты предоставляются малому бизнесу в рамках Федеральной программы, действующей до 2020 года. Мы собрали базу субсидий по субъектам РФ, каждый регион предлагает свои льготы для малого бизнеса.
Зверева Наталья Александровна
студент 3 курса, кафедра экономики ЮГУ, РФ, г. Ханты-Мансийск
Солодовникова Ульяна Николаевна
научный руководитель, доцент ЮГУ, РФ, г. Ханты-Мансийск
Малый бизнес является неотъемлемой частью крупного производства. Он позволяет более эффективно использовать местные ресурсы и отходы крупных предприятий, создавать новые дополнительные рабочие места, осуществлять перераспределение затрат производства в значительно коротком инвестиционном цикле, стал надежным источником поступления денежных доходов в государственные внебюджетные фонды и бюджеты всех уровней. Он способствует формированию среднего класса, выступающего в современном обществе гарантом политической стабильности .
Налогообложение малого бизнеса зависит от того, какая система налогообложения малого бизнеса выбрана. По состоянию на 2014 год для российских индивидуальных предпринимателей и организаций предусмотрено 5 режимов налогообложения: 1 общий (ОСНО) и 4 специальных (УСН, ЕНВД, ЕСХН, ПСН). Рассмотрим каждый из них более подробно:
Общая система налогообложения (ОСНО, традиционная, основная) - налоговый режим, который назначается автоматически всем ИП и организациям после их создания (за исключением случаев когда вместе с документами на регистрацию было подано заявление о переходе на один из специальных режимов).
ОСНО является самым тяжёлым налоговым режимом по части уплаты налогов и ведения отчётности. Как правило, общий режим используют, те предприниматели и организации, которые по каким-либо причинам не могут находиться на других системах налогообложения (например, из-за большой численности сотрудников или превышающего доступные пределы размера дохода) .
Находясь на общей системе налогообложения, малый бизнес налоги платит все, предусмотренные законодательством, если, конечно, индивидуальный предприниматель не освобожден от их уплаты. В этом случае налоги для малого бизнеса, которые являются федеральными, будут следующими:
· налог на добавленную стоимость;
· акцизы;
· Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) с доходов ИП;
· НДФЛ с доходов работников;
· страховые взносы с выплат в пользу работников и за свое страхование;
· сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
· налог на добычу полезных ископаемых;
· водный налог;
· транспортный налог (который является региональным);
· земельный налог местный налог) .
Упрощенная система налогообложения (УСН, упрощенка) - специальный налоговый режим, который чаще всего является самым выгодным для уплаты налогов и ведения отчетности. По сравнению с другими специальными режимами под действие УСН попадает гораздо большее количество видов предпринимательской деятельности.
Применяя УСН, предприниматели и организации платят только один налог в соответствии с самостоятельно заранее выбранной облагаемой базой (6 % от доходов или 15 % от доходов, уменьшенных на величину расходов) .
Индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, освобождены от уплаты (п. 3 ст. 346.11 НК РФ):
· НДФЛ с доходов, полученных от предпринимательской деятельности (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по ставкам, предусмотренным пунктами 2, 4 и 5 статьи 224 НК РФ);
· налог на имущество физических лиц с имущества, используемого для предпринимательской деятельности;
· Налог на добавленную стоимость (НДС) (за исключением налога, уплачиваемого при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, а также уплачиваемого согласно статье 174.1 НК РФ) .
Единый налог на вмененный доход (ЕНВД, вмененка) - специальный налоговый режим, который применяется только в отношении определённых видов деятельности (как правило, это розничная торговля и оказание услуг населению).
Главной особенностью ЕНВД, является тот факт, что при исчислении и уплаты налога размер реально полученного дохода значения не имеет. ЕНВД считается исходя от размера предполагаемого дохода предпринимателя, который устанавливается (вменяется) представительными органами муниципальных образований .
Индивидуальные предприниматели, применяющие режим уплаты ЕНВД, уплачивают следующие налоги и взносы:
· страховые взносы с выплат работникам и за свое страхование;
· НДФЛ из заработной платы наемных работников .
Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) - специальный налоговый режим, который предназначен специально для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Применять ЕСХН имеют право только те ИП и организации, у которых доход от сельскохозяйственной деятельности составляет больше 70 %.
Как и любой другой специальный режим, ЕСХН позволяет одним единым налогом заменить все основные налоги общей системы налогообложения: НДС, налог на имущество и НДФЛ .
Налогоплательщики, применяющие ЕСХН кроме сельхозналога уплачивают страховые взносы с выплат работникам и за свое страхование, а также могут уплачивать НДФЛ из заработной платы наемных работников .
Патентная система налогообложения (ПСН) - специальный налоговый режим, который могут применять только индивидуальные предприниматели, при этом средняя численность наёмных работников, у них не должна превышать 15 человек.
Применяя ПСН, индивидуальный предприниматель получает право покупать патенты (по одному на каждый) на определённые виды деятельности (как правило, это оказание бытовых услуг населению и розничная торговля).
При расчёте стоимости патента размер реального полученного дохода не имеет значения. Налог на ПСН рассчитывается исходя от потенциально возможного к получению дохода, который устанавливается законами субъектов России .
Объектом налогообложения признается потенциально возможный к получению годовой доход ИП по соответствующему виду предпринимательской деятельности, установленный законом субъекта РФ.
Налоговая база определяется как денежное выражение потенциально возможного к получению ИП годового дохода по виду предпринимательской деятельности, в отношении которого применяется патентная система налогообложения, устанавливаемого на календарный год законом субъекта РФ.
Налоговым периодом признается календарный год или срок, на который выдан патент.
Налоговая ставка устанавливается в размере 6 %.
Индивидуальные предприниматели, применяющие ПСН, освобождены от уплаты:
· НДФЛ (за себя);
· налог на имущество физических лиц;
При такой системе налогообложения необходимо платить страховые взносы во внебюджетные фонды .
Совмещение систем налогообложения:
Подавляющее большинство ИП и организаций во время своей деятельности используют только один из вышеперечисленных налоговых режимов, однако законом не запрещено совмещение некоторых систем налогообложения .
Важные изменения в законодательстве для малого бизнеса в 2014 году. С 1 января вступили в силу несколько значимых поправок по налогам УСН:
· Минэкономразвития приказом от 07.11.2013 № 652 установило коэффициент-дефлятор по УСН на 2014 год в размере 1,067. С учетом корректировки для перехода на УСН с 1 января 2015 года предельный размер доходов увеличен с 45 млн. руб. до 48,015 млн. руб. А для применения УСН на протяжении 2014 года нужно, чтобы доходы не превышали 64,02 млн. руб. (в 2013 году - 60 млн. руб.).
· Совокупная ставка страховых взносов в 2014 году осталась на уровне 2013 года - 30 %. В ПФР - 22 %, ФСС - 2,9 %, ФФОМС - 5,1 % (Федеральный закон от 02.12.2013 № 333-ФЗ). В 2014 году порог для начисления взносов составит 624 000 руб. «Упрощенцы», применяющие в 2014 году отдельные виды деятельности, могут по-прежнему использовать льготную ставку взносов - 20 %. Взносы уплачиваются только в ПФР до достижения уровня 624 000 руб. (постановление Правительства РФ от 30.11.2013 № 1101). Суммы превышения взносами не облагаются, в то числе по ставке 10 %.
Предприниматели, купившие патент, могут в 2014 году, как и в 2013-ом, применять пониженные ставки страховых взносов (20 % вместо 30 %). За исключением тех, которые осуществляют виды деятельности, указанные в подпунктах 19, 45-47 пункта 2 статьи 346.43 НК РФ.
Тарифы страховых взносов на травматизм в 2014 году также остались на уровне 2013 года (Федеральный закон от 02.12.2013 № 323-ФЗ). То есть в зависимости от класса профессионального риска. Минимальный тариф - 0,2 %, максимальный - 8,5 %. Льготы также сохранены: взносы на зарплату инвалидов начисляются со скидкой 60 %. Тарифы и скидки предусмотрены Федеральным законом от 22.12.2005 № 179-ФЗ.
· Президент подписал федеральный закон об увеличении минимального размера оплаты труда (МРОТ) с 1 января 2014 года. И теперь можно подсчитать размер страховых взносов, которые должны будут заплатить предприниматели на свое страхование за 2014 год. Ведь фиксированный платеж считается как раз на основе МРОТ. МРОТ увеличен с 5205 руб. до 5554 руб. А фиксированный платеж в ПФР за 2014 год составляет 17 328,48 руб., в ФФОМС - 3399,05 руб. Данные платежи нужно уплатить до 31 декабря 2014 года.
Если доходы предпринимателя за 2014 год превысят 300 000 руб., он должен будет доплатить в ПФР еще 1 % с доходов, превышающих эту сумму. Этот платеж нужно перечислить до 1 апреля 2015 года. Отметим, что 1 % считается с доходов без уменьшения их на расходы. Плательщики на УСН для расчета взносов в ПФР берут доходы, перечисленные в статье 346.15 НК РФ.
· Налоговики рекомендовали налогоплательщикам начиная с 2014 года в декларациях в поле «код ОКАТО» указывать код ОКТМО. Эти рекомендации касаются и декларации по УСН, утвержденной приказом Минфина от 22.06.2009 № 58н. В письме от 17.10.2013 № ЕД-4-3/18585 ФНС подчеркнула, что проставление кода ОКТМО носит рекомендательный характер до утверждения новых форм деклараций. Когда же декларации изменятся, указывать код ОКТМО нужно будет в обязательном порядке. Список налоговых деклараций, в которые внесены изменения. Узнать, какой код ОКАТО соответствует коду ОКТМО, можно на сайте Минфина.
С 2014 года изменены также правила заполнения платежек. В платежных поручениях, как и в декларациях, вместо кода ОКАТО нужно указывать код ОКТМО .
Желание каждого предприятия - платить меньше налогов.
Прежде всего, руководителей при выборе системы налогообложения интересует уровень налоговой нагрузки. Анализируя этот показатель при разных режимах налогообложения, можно сделать выбор в пользу той или иной системы налогообложения.
Налогообложение субъектов малого предпринимательства осуществляется, как на общих основаниях, так и с помощью специальных налоговых режимов.
Особый режим налогообложения для малого бизнеса принят в большинстве стран. Для этого существуют различные причины. Прежде всего, малое предпринимательство является важной сферой функционирования экономики. Малые предприятия отличаются большей гибкостью, легче приспосабливаются к изменяющейся конъюнктуре рынка. Поддержка малого предпринимательства позволяет увеличить занятость населения и таким образом улучшить социальную атмосферу в обществе и уменьшить расходы на выплату пособий по безработице. Упрощение налогообложения и, соответственно, учета позволяет улучшить условия функционирования малого бизнеса за счет снижения затрат (как финансовых, так и трудовых) на ведение учета и расчет налогов.
Список литературы:
- Важные изменения в законодательстве для малого бизнеса в 2014 году // Российский налоговый портал. - 2006-2014. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://taxpravo.ru/analitika/statya-345139-vajnyie_izmeneniya_v_zakonodatelstve_dlya_malogo_biznesa_v_2014_godu (дата обращения 17.11.2014).
- Налоговый кодекс РФ: часть 1 от 31.07.98 № 146-ФЗ (ред. от 04.10.2014); часть 2 от 05.08.00 № 117-ФЗ (ред. от 04.10.2014).
- Налогообложение малого бизнеса // Журнал Бухгалтерия ИП - практический журнал для индивидуальных предпринимателей. - 2011-2014. - № 6. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.indpred.ru/nalogooblojenie_malogo_biznesa (дата обращения 17.11.2014).
- Одарченко А.В. Проблемы развития малого бизнеса // Налоги и налогообложение | лекции, рефераты и шпоры по налогам и налогообложению. - 2014. - [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://nalogpro.ru/problemy-razvitiya-malogo-biznesa/ (дата обращения 17.11.2014).
- Системы налогообложения в России // Малый бизнес. - 2011-2014. - [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.malyi-biznes.ru/sistemy/ (дата обращения 17.11.2014).
Льготное налогообложение малого бизнеса является приоритетным направлением государственной поддержки. В настоящее время в России основными налоговыми режимами для субъектов малого бизнеса являются: единый налог на вменённый доход (ЕНВД), упрощённая система налогообложения (УСН), (ПСН).
Патентная система налогообложения
Плательщиками ПСН могут быть только индивидуальные предприниматели, которые соответствуют требованиям, предусмотренным гл. 26.5 Налогового кодекса РФ, и добровольно перешли на данный спецрежим. В частности, плательщик ПСН должен соответствовать следующим требованиям:
- вести деятельность на территории субъекта РФ, где региональным законом введена ПСН по соответствующему виду деятельности;
- заниматься (планировать заниматься) одним из видов деятельности, облагаемых ПСН (с учетом особенностей по ним). При этом субъекты РФ вправе расширить перечень этих видов деятельности, дополнив его иными бытовыми услугами;
- получить соответствующий патент в субъекте РФ, в котором намерен вести деятельность в рамках данного спецрежима, а при ведении деятельности в нескольких субъектах РФ - получить патент в каждом из них;
- вести деятельность самостоятельно или с привлечением наемных работников, средняя численность которых за налоговый период (период действия патента) не превышает 15 человек по всем видам предпринимательской деятельности;
- вести деятельность за рамками договора простого товарищества и (или) договора доверительного управления имуществом.
Применение ПСН освобождает ИП от уплаты следующих налогов:
- НДФЛ;
- налога на имущество физических лиц. Исключение - объекты недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется исходя из их кадастровой стоимости;
- торгового сбора.
Все остальные налоги (сборы) при возникновении соответствующих объектов налогообложения плательщики на ПСН рассчитывают и уплачивают в бюджет в общем порядке (например, транспортный налог, земельный налог.)
Кроме того, применение ПСН не освобождает индивидуального предпринимателя от обязанностей налогового агента (например, по НДФЛ) и обязанности по уплате страховых взносов.
Единый налог на вменённый доход (ЕНВД)
Плательщиками ЕНВД являются организации и индивидуальные предприниматели, которые соответствуют требованиям, предъявляемым гл. 26.3 Налогового кодекса РФ, и добровольно перешли на уплату ЕНВД.
Действуют следующие общие требования для организаций и индивидуальных предпринимателей, решивших применять ЕНВД:
- на территории муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя), в котором организация (индивидуальный предприниматель) находится или ведет свою деятельность, введен спецрежим в виде ЕНВД;
- организация (индивидуальный предприниматель) занимается деятельностью, в отношении которой может уплачиваться ЕНВД (перечень таких видов деятельности приведен в п. 2 ст. 346.26 Налогового кодекса РФ);
- деятельность, подпадающая под ЕНВД, ведется за рамками договора простого товарищества (договора доверительного управления имуществом);
- средняя численность работников за предшествующий календарный год не превысила 100 человек;
- организация не является крупнейшим налогоплательщиком;
- доля участия в организации других организаций на конец налогового периода не превышает 25 процентов;
- в отношении вида деятельности, подпадающего под ЕНВД, на территории соответствующего муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) не установлен торговый сбор.
Применение ЕНВД освобождает от уплаты следующих налогов:
- налога на прибыль, НДФЛ с деятельности;
- НДС, за исключением импорта товаров и выставление контрагенту счета-фактуры с выделенной суммой налога;
- торгового сбора.
Все остальные налоги (сборы) при возникновении соответствующих объектов налогообложения плательщики ЕНВД рассчитывают и уплачивают в бюджет в общем порядке (например, транспортный налог, земельный налог.)
Кроме того, применение ЕНВД не освобождает от обязанностей налогового агента (например, по НДФЛ) и обязанности по уплате страховых взносов.
Упрощённая система налогообложения (УСН)
Плательщиками УСН являются организации и индивидуальные предприниматели, которые перешли на этот спецрежим и соответствуют определенным ограничениям.
Так, для организаций при переходе на УСН существуют следующие ограничения:
- размер полученных доходов за девять месяцев текущего года (года, в котором организация подает в налоговую инспекцию уведомление о переходе на УСН) не должен превышать предельного размера доходов. Например, для подачи в 2018 году уведомления о переходе на УСН с 2019 года предельная величина дохода составляет 112,5 млн. руб. за девять месяцев 2018 года;
- остаточная стоимость основных средств по состоянию на 1 октября текущего года (года, в котором организация подает в налоговую инспекцию уведомление о переходе на УСН), определяемая по данным бухучета, не должна превышать 150 млн руб.
Исключения: ограничение по доходам не распространяется:
- на организации, применяющие только спецрежим в виде ЕНВД;
- перечисленные выше ограничения не касаются вновь созданных организаций.
Кроме того, не вправе перейти на УСН организации, перечисленные в п. 3 ст. 346.12 Налогового кодекса РФ. В частности, это:
- организации, занимающиеся определенными видами деятельности (банки, страховщики, профессиональные участники рынка ценных бумаг, ломбарды и т.д.) или имеющие определенный статус (казенные и бюджетные учреждения, иностранные организации);
- организации с долей участия других организаций более 25 процентов;
- организации, перешедшие на уплату ЕСХН;
- организации, имеющие филиалы.
В отличие от организаций индивидуальные предприниматели могут переходить на УСН независимо от размера полученных доходов и остаточной стоимости основных средств.
Не вправе перейти на УСН следующие индивидуальные предприниматели:
- занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых (за исключением общераспространенных полезных ископаемых);
- перешедшие на уплату ЕСХН.
Однако после перехода на УСН индивидуальные предприниматели, как и организации, если они не хотят потерять право на применение УСН, наряду с соблюдением вышеуказанных требований должны соблюдать другие ограничения.
Применение УСН освобождает от уплаты следующих налогов:
- налога на прибыль, НДФЛ с деятельности (за рядом исключений);
- налога на имущество. Исключение - объекты недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется исходя из их кадастровой стоимости;
- НДС, за исключением, в частности, импорта товаров и выставление контрагенту счета-фактуры с выделенной суммой налога.
Все остальные налоги (сборы) при возникновении соответствующих объектов налогообложения плательщики на УСН рассчитывают и уплачивают в бюджет в общем порядке (например, транспортный налог, земельный налог.)
Кроме того, применение УСН не освобождает от обязанностей налогового агента (например, по НДФЛ) и обязанности по уплате страховых взносов.