Егэ по обществу вариант 7. ЕГЭ по обществознанию: разбор заданий с учителем
Ответами к заданиям 1–20 является цифра, или последовательность цифр, или слово (словосочетание). Запишите ответы в поля справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
1
Запишите слово, пропущенное в таблице.
Структура правовой нормы
2
В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово.
1) Взгляды 2) идеалы 3) принципы 4) мировоззрение 5) ценности.
3
Ниже приведен перечень характеристик. Все они, за исключением двух, относятся к характеристикам искусства.
1) достоверность результатов 2) образность 3) устремленность к поиску объективных знаний 4) эмоциональность 5) наглядность 6) творческая деятельность
Укажите эти две характеристики.
4
Укажите верные суждения о налогах.
1. Косвенные налоги выплачивают исключительно юридические лица.
2. Прямые налоги взимаются с доходов, собственности и определённых видов деятельности граждан и фирм.
3. Акциз - это основной вид прямых налогов.
4. В зависимости от использования налоги бывают общие и индивидуальные.
5. К местным налогам в Российской Федерации относится земельный налог.
5
Установите соответствие между условием трудового договора (обозначено буквами) и его видом (обозначено цифрами).
6
Государство Б является конфедерацией. Чем характерна конфедерация?
1. Это союз суверенных государств, созданный для осуществления конкретных совместных целей.
2. Конфедерация состоит из метрополии и колоний.
3. Субъекты конфедерации не могут иметь собственного законодательства.
4. В конфедерации отсутствуют общие законодательные органы и системы управления.
5. Конфедерация имеет общие для всех ее субъектов территории и государственную границу.
6. В конфедерации действуют общие для всех участников Конституция, законодательство, гражданство, финансовая система.
7
Выберите верные суждения об отличительных чертах рыночной экономики и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Государство осуществляет централизованное распределение ресурсов.
2. Цены на товары и услуги определяются соотношением спроса и предложения.
3. Предприятиям приходится решать проблему ограниченности ресурсов.
4. Производители товаров и услуг конкурируют за спрос потребителей.
5. Каждый вправе свободно распоряжаться своими способностями и имуществом для предпринимательской и иной не запрещённой законом экономической деятельности.
8
Установите соответствие между функциями и осуществляющими их банками.
9
В посёлке А. поставку продуктов питания в магазины осуществляет одно фермерское хозяйство, другие производители не представлены. Выберите из приведённого ниже списка характеристики данного рынка и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. рынок товаров
3. олигополия
4. рынок труда
5. избыток продукции
6. монополия
10
Во многонациональном городе был проведен социальный опрос. Респондентами выбирали 30-летних и 60-летних граждан. Они отвечали на вопрос «По Вашему мнению, каким должно быть поведение представителей различных этносов, проживающих на одной территории, чтобы предотвратить межнациональные конфликты?». Результаты опроса (в процентах от числа ответивших) представлены в диаграмме.
Проанализируйте полученную информацию. Какие выводы можно сделать на основании диаграммы?
1. Наибольший процент молодежи считает самым важным аспектом научиться находить общий язык.
2. Доля тех, кто считает, что для предотвращения межнациональных конфликтов необходимо научиться понимать друг друга, среди 60-летних больше, чем среди 30-летних.
3. Одинаковые доли опрошенных из обеих групп считают, что для предотвращения межнациональных конфликтов необходимо больше знать о культуре других этносов.
4. Наименьшие доли опрошенных в обеих группах не задумывались над поставленным вопросом.
5. Половина опрошенных 30-летних считает, что уважение к правам и свободам друг друга поможет предотвращать межнациональные конфликты.
11
Выберите верные суждения, которые характеризуют особенности социальных норм.
1. В социальных нормах отражаются ценностные представления общества.
2. Традиции и обычаи являются разновидностями социальных норм.
3. Обычаи и традиции всегда закрепляются в законах.
4. Соблюдение моральных норм обеспечивается силой государства.
5. Правила поведения, основанные на представлениях общества о добре и зле, плохом и хорошем, называют корпоративными нормами.
6. В отличие от обычаев, нормы морали фиксируются в письменных источниках.
12
В стране Q было проведено социологическое исследование на предмет разделения обязанностей по домашней работе среди мужчин и женщин. Респондентам задавали вопросы: «Вы лично выполняете какую-либо работу по дому? Если да, то сколько времени это у Вас занимает?».
Результаты опроса (в процентах от числа опрошенных) приведены на диаграмме.
1. Пятая часть мужчин, принимавших участие в опросе, не выполняет работу по дому.
2. Среди женщин доля тех, у кого работа по дому занимает мало времени, больше доли тех, у кого работа по дому занимает много времени.
3. Равные доли мужчин и женщин затруднились ответить.
4. Больше трети опрошенных мужчин ответили, что работа по дому занимает много времени.
5. Среди женщин доля тех, кто затруднялся ответить, больше доли тех, кто не выполняет работу по дому.
13
Выберите верные суждения о государстве.
1. Государство обладает правом взимания налогов и сборов с населения.
2. Законы и полномочия государства распространяются только на его граждан, проживающих на определённой территории.
3. Наличие единственного государственного языка как средства общения.
4. Защита интересов отдельных групп и общественных слоев.
5. Верховенство государственной власти внутри страны и независимость во внешних отношениях.
14
Установите соответствие между функциями государственной власти и субъектами, которые их исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
15
Конституция РФ предусматривает защиту прав и свобод человека и гражданина. Какие из приведенных прав относятся к социальным правам?
1. право избирать и быть избранным
2. право на охрану здоровья
3. право на предпринимательскую деятельность
4. право на образование
5. право участвовать в отправлении правосудия
6. право на благоприятную окружающую среду
16
Какие из приведённых ниже примеров иллюстрируют функционирование гражданского общества?
1. Министерство науки и образования объявило о проведении ученического конкурса «Знаток русского языка».
2. Большинство граждан страны являются приверженцами одной религии.
3. По всей стране граждане стали активными участниками выборов в органы местного самоуправления.
4. Органы ГИБДД провели лекции для студентов о важности соблюдения правил дорожного движения.
5. На собрании местных жителей небольшого городка было принято решение о благоустройстве пустыря и посадки там декоративных растений.
17
Установите соответствие между полномочием (обозначено буквами) и видом банков (обозначено цифрами) избирательной системы.
18
Общество является сложной системой. Какие его признаки позволяют сделать соответствующие выводы?
1. обособление от природы
2. способы взаимодействия людей
3. сохранение связи с природой
4. часть материального мира
5. наличие определенных традиций
6. иерархия социальных позиций
19
Будущие супруги, граждане РФ Незнайка и Ромашка обратились к нотариусу для заключения брачного договора. Найдите в приведенном ниже перечне положения, по причине которых нотариус отказал супругам в нотариальном удостоверении документа. Выберите из предложенного списка нужные позиции и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) договор предусматривает режим раздельной собственности супругов
2) указаны права супругов в отношении будущих детей
3) определены обязанности жены по отношению к родителям мужа
4) зафиксировано место проживания супругов
5) Незнайка и Ромашка не зарегистрировали брак
6) названы способы участия Незнайки и Ромашки в доходах друг друга
Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
20
Возникновение такой социальной общности, как ______ (А), связано с развитием капиталистических отношений. Современные ученые считают, что ключевым признаком этой общности является общность духовной культуры, важным элементом которой является национальное ______ (Б). Основными направлениями в развитии межнациональных отношений являются ______ (В) и дифференциация. Межнациональное сотрудничество может осуществляться в различных сферах: экономической, политической, ______ (Г), духовной. Причинами межнациональных ______ (Д) могут являться: бытовые предрассудки, территориальные споры, ______ (Е) на расовой и религиозной почве.
Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов (словосочетаний) в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
1. интеграция
2. национализм
3. социальная
4. конфликты
5. дискриминация
6. гуманизация
8. традиция
9. самосознание
Часть 2.
Запишите сначала номер задания (28, 29 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
Прочитайте текст и выполните задания 21-24.
Договор представляет собой важнейшее (помимо издаваемых нормативных актов) средство правового регулирования отношений между членами общества.
Договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении гражданских прав и обязанностей.
Договор определяется наличием ряда присущих ему черт. Заключение договора ведет к установлению юридической связи (правоотношения) между его участниками. Издаваемые нормативные правовые акты определяют правила поведения для широкого круга лиц. В отличие от этого заключение договора влечет возникновение конкретного отношения между двумя или несколькими субъектами. Договор служит созданию правовых связей между отдельными лицами, является инструментом установления таких связей.
Содержанием договорной связи является выполнение действий, ведущих к достижению целей участников договора, удовлетворению их экономических и иных интересов. Устанавливаемые на основе договора отношения выражаются в действиях лиц. Это могут быть, например, единичные действия по просмотру спектакля в театре или сдаче посетителем на хранение пальто в гардеробе института.
Целенаправленные действия субъектов могут носить сложный многозвенный характер, как, например, действия строительной организации в договоре подряда с заказчиком на строительство здания. Договор может предусматривать неоднократное повторение его участниками определенных взаимосвязанных действий: регулярную отгрузку предприятием хлебобулочных изделий в магазин и оплату последним их стоимости по договору на поставку товара, постоянное выполнение банком поручений клиента по договору банковского счета.
Договор не только создает юридическую взаимосвязь между субъектами, но также устанавливает требования к порядку и последовательности совершаемых ими необходимых действий.
Исполнение договоров в целом опирается на возможность принуждения со стороны судебных и иных государственных органов, что свойственно правовому регулированию в целом.
Таким образом, договор представляет собой соглашение двух или большего числа лиц об осуществлении целенаправленных взаимосвязанных действий и установлении регулирующих такие действия взаимных прав и обязанностей, исполнение которых обеспечивается мерами государственно организованного принуждения.
Сторонами (участниками) договора могут быть физические лица, обладающие дееспособностью, организации, являющиеся юридическими лицами, и иные субъекты права.
(Б.И. Пугинский)
Какое определение понятия «договор» дает автор? Какие черты (признаки) договора он выделяет?
Показать ответ
ИЛИ «соглашение двух или нескольких лиц об установлении гражданских прав и обязанностей»;
2) признаки, например:
Установление юридической связи (правоотношения) между его участниками;
Определение действий, ведущих к достижению целей участников договора;
Установление требования к порядку и последовательности необходимых действий
Показать ответ
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) сходство:
исполнение и договоров, и нормативных актов опирается на возможность принуждения со стороны судебных и иных государственных органов;
2) отличие:
нормативные правовые акты определяют правила поведения для широкого круга лиц, а заключение договора влечет возникновение конкретного отношения между двумя или несколькими субъектами.
Какие виды действий могут стать содержанием договорных отношений? Укажите авторский и приведите собственный пример таких действий.
Показать ответ
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) виды действий:
Единичные действия;
Действия, носящие сложный многозвенный характер;
Неоднократно повторяющиеся действия;
Единичные действия по просмотру спектакля в театре или сдаче посетителем на хранение пальто в гардеробе института;
Многозвенные действия строительной организации в договоре подряда с заказчиком на строительство здания;
Регулярная отгрузка предприятием хлебобулочных изделий в магазин и оплата последним их стоимости по договору на поставку товара;
3) собственный пример, допустим:
регулярная оплата аренды квартиры арендатором согласно договору аренды.
Опираясь на полученные знания, приведите пример любого договора. Укажите его участников и отношения, которые договор регулирует, а также вытекающие из него права и обязанности сторон.
Показать ответ
Правильный ответ должен содержать элементы:
1) пример договора (например, брачный договор);
2) его участников (супруги);
3) отношения, которые договор регулирует (имущественные отношения);
4) права и обязанности сторон (имущественные права и обязанности супругов в браке и (или) в случае его расторжения)
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «деятельность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о видах деятельности, и одно предложение, раскрывающее сущность одного из видов деятельности.
Показать ответ
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) смысл понятия, например: «активность человека, направленная на удовлетворение потребностей и регулируемая осознанной целью»;
(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение.)
2) одно предложение с информацией о видах деятельности, опирающейся на знания курса, например: «Существует много классификаций человеческой деятельности, в том числе выделение трех ее ведущих видов: труд, учение, игра»;
(Может быть составлено любое другое предложение, содержащее информацию о видах деятельности. )
3) одно предложение, раскрывающее сущность одного из видов деятельности, например: «Учение направлено на усвоение знаний, приобретение умений и навыков».
(Может быть составлено любое другое предложение, раскрывающее сущность одного из видов деятельности.)
Предложения должны быть сформулированы корректно, не содержать элементов, искажающих смысл понятия и/или его аспектов.
Предложения, содержащие сущностные ошибки, не засчитываются при оценивании
Назовите любые два неценовых фактора спроса и проиллюстрируйте примерами действие каждого из них.
Показать ответ
В ответе могут быть названы и проиллюстрированы, например, следующие факторы:
1) Количество потребителей - например, в условиях международной торговли количество потребителей вырастает при продвижении товара на рынки других стран, что приводит к существенному росту спроса;
2) цены товаров-заменителей, например, телевизоры различных производителей, разные марки автомобилей, - рост цены на товары-заменители вызывает возрастание спроса на заменяемый товар, снижение цены на заменители приводит к сокращению спроса на этот товар;
3) ожидания потребителей - например, в экстремальных экономических ситуациях значительно растет спрос на товары первой необходимости (соль, спички, мыло), поскольку покупатели боятся исчезновения их с прилавков;
4) цены дополняющих товаров, например, для фотоаппаратов это будут фотопленки или карты памяти, - если цены на карты памяти существенно возрастут, то сократится спрос на цифровые фотоаппараты, и наоборот.
В одном из учебников это явление раскрывается так: «Совокупность средств и приёмов, с помощью которых общество гарантирует, что поведение его членов, отдельных субъектов управления, социальных групп будет осуществляться в соответствии с установленными общественными нормами и ценностями». Назовите социальное явление, о котором говорится в тексте. Используя знания обществоведческого курса, приведите два его элемента и проиллюстрируйте примером один (любой) из них.
1. Определение понятия ВВП - макроэкономический показатель, отражающий рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг.
2. Методы расчёта ВВП.
а) Расчет по доходам.
б) Расчёт по расходам.
3. Выражение ВВП.
а) Номинальный ВВП.
б) Реальный ВВП.
в) Национальная валюта, соотношение валют, валютная биржа.
4. ВВП и ВНП.
а) ВНП как основной показатель состояния экономики (до 1991 г.).
б) Значение показателя ВВП для страны.
5. Расчёт ВВП на душу населения.
Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.
Выполняя задание 29, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для Вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний (29.1- 29.5).
Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).
При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)
29.1. Философия «Чем хуже Ваша логика, тем интереснее следствия, к которым она может привести». (Б. Рассел)
29.2. Экономика «Капитал - мёртвая производственная сила, которая, подобно вампиру, живёт только при всасывании живой рабочей силы, и живёт тем больше, тем больше труда она всасывает». (Карл Маркс)
29.3. Социология, социальная психология «Бери ношу по себе, чтоб не падать при ходьбе». (Русская мудрость)
29.4. Политология «Не важно, как проголосовали, - важно, как подсчитали». (И. В. Сталин)
29.5. Правоведение «Да сильные ж в правах Бывают часто слепы.
У них на это свой устав:
Кто одолеет, тот и прав».
Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ
Среднее общее образование
Линия УМК Г. А. Бордовского. Обществознание (10-11)
Линия УМК Г. А. Бордовского. Обществознание (6-9)
ЕГЭ по обществознанию: разбор заданий с учителем
Разбираем задания и выстраиваем ответы на вопросы экзамена по обществознанию.Ежегодно ЕГЭ по обществознанию выбирает едва ли не половина всех выпускников России - это самый популярный экзамен после русского языка и математики. Причины ясны - результаты этого испытания необходимы для поступления на многие гуманитарные специальности.
Экзамен состоит из двух частей, в них представлено 29 заданий: На первые20 заданий (№ 1–20) необходимо дать краткий ответ - выбрать верное из предложенного, соотнести различные варианты между собой, выставить пропущенное слово. На оставшиеся 9 заданий (№ 21-29) необходимо отвечать развернуто.
На выполнение работы дается 235 минут.
Критерии оценки экзамена. Проходной балл за экзамен - 19 первичных баллов, для этого нужно безошибочно выполнить первые 13 заданий.
Несмотря на то, что при оценке результатов применяется стобалльная шкала, многих интересует, какую же оценку по пятибалльной шкале он получил. Приведем эквивалент: «удовлетворительно» - 42-54 балла, «хорошо» - 55-66 балла, «отлично» - от 67 баллов.
Кис Романа Николаевна, учитель истории и обществознания, стаж работы 20 лет: «Перед тем, как приступать к выполнению работы, я рекомендую своим ученикам прочитать весь текст работы для того, чтобы иметь общее представление о материалах, представленных в работе. В условиях мозгового штурма задействуется внутренний ресурс организма и при дальнейшем выполнении заданий, будет устранен эффект новизны, ученик будет готов к восприятию каждого нового задания. В качестве материалов для работы используем комплекс материалов для подготовки учащихся по обществознанию ФИПИ ЕГЭ 2017. Вариант №7».
Читайте также: ЕГЭ по истории: разбираем задания с учителем
При выполнении данного задания всегда необходимо смотреть на название таблицы. В данном случае таблица называется «Факторы производства», в ней указан один из факторов - Земля, дана его характеристика. Известны основные факторы производства: земля, труд, капитал (физический и денежный), предпринимательские способности и информация. Смотрим на указанную характеристику - деятельность людей, использование умственных и физических способностей, полученных в процессе обучения и т.д. отсылают нас к такому фактору производства, как труд . Учащимся важно помнить и о факторных доходах каждого фактора производства, это позволяет более точно ответить на вопросы, связанные с факторами производства.
Данное задание требует знания родового понятия (в вопросе звучит, как обобщающее понятие). В данном случае мы видим: способности как индивидуальные особенности человека; мировоззрение как система взглядов, понятий и представлений человека о мире и его месте в нем; характер как некие свойства и качества личности, которые влияют на поведение личности; интерес как осознанная потребность, характеризующая отношение людей к предметам и явлениям действительности. Т.е., при выполнении данного задания рекомендуется мысленно каждому понятию дать объяснение. При таком подходе скоро становится понятным, что в данном задании родовым, т.е. обобщающим для всех указанных понятий, будет понятие личности - набора социально значимых свойств и качеств, который будут включать в себя способности, интересы, характер и мировоззрение.
В данном задании нас спрашивают о социальных чертах (качествах) Галины. Помним, что человек - биосоциален, вспоминаем - какие черты человека выражают его социальность (важнейшие свойства личности: знания о мире и о себе, умения, социальный опыт, моральные ценности). Поэтому - светлые волосы и карие глаза показывают природные, индивидуальные черты Галины. А вот то, что она добрая и отзывчивая - это социально значимые свойства ее личности. Ответ 2 - верный. Внешняя привлекательность девушки указывает так же на ее индивидуальные особенности, данные ей от природы, как и ее рост. А вот то, что Галина честный человек, а еще и дружит со многими своими одноклассниками, показывает, насколько она умеет жить и взаимодействовать в обществе. Значит: 2,5,6.
Помним, что важным элементом рыночного саморегулирования является конкуренция, а также не забываем виды рыночной конкуренции и их сущностные характеристики (чистая (свободная) конкуренция, монополистическая, олигополия, чистая монополия, монопсония). Рассматривая первое суждение
, мы не можем однозначно сказать, что монополия имеет только недостатки. С одной стороны да - рыночный механизм демонстрирует тенденцию к монополизации производства, так как в целях защиты от конкурентов происходят сговоры и слияния. Но мы знаем о санирующей или оздоровительной функции рынка. В условиях рынка банкротятся нерентабельные предприятия, экономика освобождается от неэффективной хозяйственной деятельности, усиливаются и процветают более мощные производства. Поэтому однозначно говорить о недостатках монополии сложно. Второе суждение
верно, ведь монополист, не имея конкурентов, самостоятельно устанавливает цены на производимую продукцию. Поэтому так важна роль государства, проводящего антимонопольную политику. Третье суждение
верно. Олигополия характеризуется существованием на рынке нескольких крупных фирм - от двух до пяти, которые контролируют основную часть рынка. В четвертом суждении
даны признаки чистой (свободной) конкуренции, когда цена устанавливается в результате уравновешивания спроса и предложения, а отдельные продавцы не могут влиять на цену товара, поэтому ответ неверный. Пятое суждение
- верное, т.к. при монопсонии единственный покупатель диктует цену и объем продаж. Ответ:2,3,5.
Выполняя задание 12 в ЕГЭ по обществознанию, нужно внимательно прочитать условия социологического опроса. В данном случае выясняли, какое количество отечественных и импортных продуктов на полках магазинов их населенных пунктов. В диаграмме представлены данные за 2005 и 2015 годы. Прежде чем читать представленные суждения, следует внимательно самому изучить диаграмму. В 2005 году доля отечественных и импортных продуктов, по мнению респондентов, была одинакова, и так считает 40% опрошенных. Далее идет позиция - отечественных продуктов 30%. В 2015 году половина респондентов выбрали позицию - отечественная продукция. Тенденция на увеличение доли отечественной продукции наблюдалась и в 2005 году. В обоих случаях наименьший выбор ответа - затрудняюсь ответить. Теперь смотрим на суждения, представленные в вариантах ответов. Первый ответ
соответствует выявленной нами тенденции: доля тех, кто отметил, что в магазинах больше отечественных товаров увеличилась за 10 лет. Ответ верный. Второй ответ
- нет. Доля ответивших увеличение импортных товаров уменьшилась, а не увеличилась к 2015 году. Третий ответ
верный, поскольку доля тех, кто отметил равное количество отечественных импортных товаров, действительно, сократилась. Четвертый ответ
- неверный, доля тех, кто затруднился ответить меньше в 2005 году, чем доля тех, кто ответил о доминировании импортных товаров. И пятый ответ
верный, поскольку мы сразу, при анализе материалов, выявили эту тенденцию - в 2015 году половина респондентов ответили, что доля отечественных товаров выше, чем импортных.
Выполняя задание 16 необходимо вспомнить основы конституционного строя РФ и особенно характеристики принципа политического плюрализма (запрет на установление официальной идеологии, политическое многообразие, свобода политических мнений и действий, оппозиция как основа многопартийности). Первое положение
не имеет отношения к политическому плюрализму, поскольку раскрывает принцип федерализма в РФ - равенство субъектов РФ. Второе, третье и четвертое положения
раскрывают суть принципа политического плюрализма. Пятое положение
так же раскрывает принцип федерализма РФ - государственная целостность. Ответ: 2, 3, 4.
Анализируя материалы 17 задания, выделяем основные понятия и нормы, относящиеся к уголовному праву. В статье 2 Уголовного Кодекса РФ определены задачи уголовного права. Это охрана наиболее значимых общественных отношений (права и свободы человека, собственность, общественный порядок и общественная безопасность, обеспечение мира и безопасности человека от преступных посягательств). Значит, первое суждение
об охранительной функции уголовного права будет верным. Второе суждение
тоже верное, ведь штраф и пожизненное лишение свободы являются наказаниями, предусмотренными УК РФ. Третье суждение
верно, в нем отражены основные характеристики уголовного права как отрасли российского права. Четвертое суждение
неверное, так как принципы равенства сторон, имущественная самостоятельность, независимость, автономность воли относятся к частному праву - Гражданскому праву РФ. Пятое суждение
является неверным -деловой оборот как источник права относится к Гражданскому праву.
18 задание имеет отношение к Трудовому праву. Здесь рассматривается одна из сторон трудовых отношений - работодатель, его права и обязанности. Работодатель, заключая коллективный договор с представителями работников обязан предоставить полную и достоверную информацию, необходимую для заключения коллективного договора, достижения соглашения и контроля за их выполнением. Ответ А
- обязанности. У работодателя есть право требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей. Ответ Б
- права. Обеспечить условия труда, предусмотренные законодательством, а также возмещать вред, причиненный работникам в связи с исполнением ими трудовых обязанностей (право работника на безопасность труда) - это обязанности работодателя. Ответы В, Г
- обязанности. Ответ Д
- является правом работодателя - вести коллективные переговоры и заключать коллективные договоры.
19 задание требует четкого знания оснований получения гражданства РФ на общих основаниях. Получение гражданства на общих основания означает: непрерывное проживание на территории РФ на протяжении 5 лет, отказ от гражданства другого государства (данная позиция указана в задании - Хосе-Луис обратился в полномочный орган государства Z с заявлением об отказе от гражданства), наличие законного источника средств к существованию, соблюдение Конституции РФ и законодательства, владение русским языком. Таким образом, ответы 2, 3, 5
являются верными.
Выполняя 20 задание, сначала нужно попробовать прочитать текст и самим подставить слова, так достигается понимание смыслового содержания текста, при повторном прочтении уже обратиться к списку имеющихся слов. Пробуем прочесть, вставляя слова, близкие по смыслу, далее выбираем из имеющихся в задании.
«Социальный контроль - механизм, с помощью которого общество обеспечивает соблюдение определенных правил, нарушение (А) которых наносит ущерб функционированию социальной системы (в данном случае, соблюдение правил, нарушение которых наносит ущерб показывает последствия несоблюдения правил). В этом качестве выступают мораль и право, обычаи (Б) , административные решения и др. (здесь идет перечисление видов социальных норм). Действие социального контроля сводится главным образом к применению различных санкций (В) к нарушителям принятых социальных норм (логично, что за нарушение социальных норм наступает санкция - элемент социального контроля). Одновременно социальный контроль предполагает поощрение за соблюдение (Г) социальных норм (здесь указаны признаки социального контроля - связь с санкциями - наказаниями за нарушение норм и поощрениями за их соблюдение).
Социальный контроль выступает как элемент любой системы управления (Д) социальным процессом, как механизм обратной связи, обеспечивающий выполнение команд управляющего органа (здесь отражена регулятивная функция социального контроля).
Социальный контроль можно обнаружить в самых ранних обществах. С развитием производительных сил и разделения труда роль социального контроля возрастает, а его социальная структура усложняется. Возникают социальные институты (Е)
, занимающиеся почти исключительно социальным контролем (например, судебные органы)».
Приступая к выполнению заданий по тексту 21-24, изначально следует очень внимательно прочитать текст и выделить главные смысловые фрагменты текста. Поработайте текст с карандашом для максимального усвоения содержания.
Исходя из статьи 27 п.2 признание брака недействительным производится судом. Согласно п.4 статьи 27 признается брак недействительным с момента его заключения. Фиктивным называется брак, если супруги или один из них зарегистрировали брак без намерения создать семью.
Название статьи: «Случаи, когда недействительный брак, признается действительным».
Когда в задании написано проиллюстрировать примером, значит необходимо привести конкретный пример, жизненную ситуацию.
Гражданка Н. и гражданин Д., вступив в фиктивный брак, через год родили сына К. и совместно занимаются его воспитанием, ведут совместный быт, имеют общий семейный бюджет. Посещают курсы молодых родителей (в данном примере мы можем наблюдать, как фиктивные условия заключения брака переросли в семейные).
Добросовестным супругом закон считает того из супругов, чьи права были нарушены заключением недействительного (фиктивного) брака. Если нас просят смоделировать ситуацию, это значит, что мы должны привести конкретные примеры, иллюстрирующие имущественные права добросовестного супруга. Право на получение содержания. Гражданке К., признанной судом добросовестным супругом после решения суда о расторжении недействительного (фиктивного) брака было назначено судом содержание в размере 30 тыс. рублей ежемесячно от лица, вступившего с ней в фиктивный брак. Признание условий брачного договора. После признания судом брака между гражданином С. и гражданкой К. недействительным, гражданину С., признанному судом добросовестным супругом, было сохранено право на долевую собственность, установленную по условиям брачного договора.
Для того, чтобы ответить на поставленный вопрос, нужно понимать, что является предметом семейного права: отношения, связанные со вступлением в брак и прекращением брака; личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи и здесь мы найдем поле для нашего предположения. Потому что здесь важными являются вопросы воспитания детей, приобретение и разделение имущества, оказание помощи нетрудноспособным членам семьи; отношения, возникающие в связи с устройством в семью детей, оставшихся без попечения родителей.
1. Равенство прав супругов в реализации своих интересов.
Конституция РФ гарантирует мужчинам и женщинам равные права и свободы и равные возможности для их реализации. Поэтому, при заключении брака, государство гарантирует супругам равные возможности в реализации семейно-брачных отношений. Например, условия заключения брака и обстоятельства, препятствующие вступлению в брак.
2. Защита интересов нетрудноспособных и несовершеннолетних членов семьи.
По Конституции РФ, материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Поэтому, в случае расторжения брака, в котором у супругов имеются несовершеннолетние дети, брак будет расторгаться в судебном порядке, под контролем государственной власти.
3. Приоритет воспитания детей
. Государство ставит в качестве приоритета обязанность родителей заботиться о благосостоянии и развитии своих детей. В случае несоблюдения родителями установленного порядка, родители могут быть лишены родительских прав, здесь вступает в силу государственное принуждение.
Данное задание можно успешно выполнить только при знании основных понятий курса. Социальный институт - это исторически сложившаяся форма организации совместной деятельности людей, реализующая общественно полезные функции. Основными социальными институтами в экономической сфере являются собственность, банки, фирма. Социальные институты - семья, детский сад, школа выполняют важнейшую функцию социальных институтов - обеспечивают социализацию индивидов.
1. Приводит к монополизации производства
, так как защита от конкуренции стимулирует сговоры и слияния компаний. В данной ситуации государство может силой своего принуждения запретить договоры о слиянии фирм, принять антимонопольное законодательство или применить экономические санкции к монополистам.
2. Не гарантирует решения социально-экономических проблем:
безработица, инфляция, Государство проводит мероприятия по регулированию количества денег в обращении, устанавливает величину процентной ставки, объемы инвестиций, валютный курс. Все эти меры направлены на борьбу с инфляцией. Для борьбы с безработицей государство устанавливает минимальную зарплату, продолжительность рабочего дня и времени отдыха, замораживает цены, чтобы снизить уровень социальной напряженности в обществе.
3. Распределяет экономические блага по результатам конкуренции
, что приводит к социальному неравенству. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса, что создаст здоровую конкурентную среду и множество рабочих мест, перераспределение доходов для устранения чрезмерного социального неравенства, выравнивание уровня социально экономического развития регионов.
Внимательно читайте каждый эпизод и сразу находите фрагмент, относящийся к форме государства. Глава государства избирается всенародным голосованием - речь идет о республике. Придерживаться общеобязательной идеологии - признак тоталитаризма. Постоянный контроль государства над всеми сферами жизни общества - признак тоталитаризма. Внесудебное преследование оппозиционных движений - признак тоталитаризма. Государство включает территории, не обладающие политической самостоятельностью - признак унитарного государства. К составляющим формы государства относятся: форма правления, политический режим и государственно-территориальное устройство.
1. Форма правления - республика (Глава государства избирается всенародным голосованием);
2. Политический режим - тоталитарный;
Государственно-территориальное устройство - унитарное государство (Государство включает территории, не обладающие политической самостоятельностью).
Для написания плана по любой из обществоведческих тем, необходимо четко представлять структуру изучения темы. Поскольку, план направлен на воссоздание структуры темы. От качества усвоения материала темы, понимания ее структуры, зависит и написание плана. В данном случае тема плана понятна и прозрачна. Речь идет о важнейшем обществоведческом явлении - социализации. Такую тему важно раскрыть через саму характеристику социализации, далее показать этапы социализации, агентов социализации, функции социализации, коснуться вопросов ресоциализации и десоциализации и завершить план проблемным вопросом, касательно темы плана.
1.
Социализация как процесс усвоения индивидом социальных норм и ценностей общества, необходимых для успешной жизни в обществе.
2.
Этапы социализации:
А) начальный (социализация ребенка);
Б) средний (школа, вуз);
В) завершающий (социализация взрослого, приобретающего новые социальные роли - муж, отец, дед)
3.
Агенты социализации:
А) первичная социализация (семья, школа, компания друзей);
Б) вторичная социализация (вуз, армия, церковь, СМИ и др.)
4.
Функции социализации:
А) освоение системы знаний о мире, человеке, обществе;
Б) получение опыта взаимодействия в обществе;
В) усвоение моральных норм и ценностей;
Г) освоение умений, навыков, компетенций
5.
Процессы десоциализации и ресоциализации.
6.
Проблема влияние окружающей среды на процессы социализации личности человека.
При написании эссе, в первую очередь, необходимо четко представлять сферу общества, к которой выбранная тема относится. Следует внимательно прочитать предложенные темы, проанализировать свой багаж знаний, понять по какой из тем у вас имеются более четкие представления о понятийном аппарате темы, по какой из тем вы сможете привести наиболее относящиеся к теме примеры.
В данном случае, мы выбираем тему из раздела экономика. Внимательно читаем цитату. Понимаем, что сразу поднимается проблема ограниченности ресурсов, при безграничных (бесконечных) потребностях человека. По сути, звучит основной вопрос экономики - как удовлетворить безграничные потребности человека при ограниченности экономических ресурсов. В цитате затронута еще одна проблема - невозможности удовлетворения всех потребностей человека, значит, необходимости делать выбор в пользу наиболее необходимых благ. Так, мы выходим на проблемы грамотного потребителя.
Пишем эссе:
В данном высказывании авторы поднимают важнейшую экономическую проблему - ограниченности ресурсов, необходимых для производства материальных благ. Как известно, свободных благ, неограниченных и доступных для всех в них нуждающихся, в природе существует очень мало. Экономические блага - средства, необходимые для удовлетворения потребностей людей и находящиеся в распоряжении общества в ограниченном размере, не могут удовлетворить бесконечные человеческие желания в полном объеме. Здесь мы подходим к основному вопросу экономической теории: как удовлетворить бесконечные и возрастающие потребности населения при ограниченности материальных ресурсов? Проблема ограниченности ресурсов приводит общество к необходимости делать выбор. Выбор делают производители материальных благ, используя необходимые ресурсы, известные нам как факторы производства (земля, труд, капитал, предпринимательские способности, информация). Каждый из этих производственных ресурсов обладает своими ограничениями. Так, труд, как фактор производства, связанный с деятельностью людей по производству товаров и услуг путем использования их физических и интеллектуальных возможностей, навыков, может быть ограничен численностью трудоспособного населения, территориальным размещением или профессиональными компетенциями. Общеизвестно, что земля, как фактор производства, включающий все виды природных ресурсов, имеющихся на планете и пригодных для производства материальных благ, ограничен природным рельефом, количеством пригодной земли, необходимой для занятий сельским хозяйством или же наличием и разработанностью полезных ископаемых и их исчерпаемостью. Физический капитал будет ограничен уровнем научено-технического развития общества, а денежный капитал - объемом денежной массы, находящейся в обращении государства и уровнем инфляции. Предпринимательскими способностями обладают только 13% населения планеты, в этом проявляется редкость их таланта. Информация как фактор производства будет как минимум ограничена уровнем науки и образования в конкретной экономической системе. Помимо основных факторов производства, в экономической жизни большую роль играют такие факторы, как общая культура производства и потребления, наука, состояние нравственности, уровень правосознания. Производитель, опираясь на исходные доступные экономические блага, учитывая издержки производства - затраты производителя на приобретение и использование факторов производства и размер экономической прибыли (разница между совокупной выручкой фирмы и экономическими издержками), которая позволит оценить возможность существования предприятия, произведет тот товар, который будет максимально для него выгоден в условиях рыночной конкуренции.
Примером может служить Model N, пятая по счету модель компании Генри Форда, которая стала настоящим бестселлером производства и потребления. Она была дешевой и надежной, крепкой и неприхотливой. За 1906 год Форду удалось продать 2194 экземпляра - огромный успех по меркам начала ХХ века. В Америке в то время 485 американских компаний предлагали потребителям свою продукцию. Технология производства была простой, но в среднем цена автомобиля составляла в 1900-х $1000 - фантастические деньги для того времени. Генри Форд понимал уже тогда, что выиграть у конкурентов можно только при условии снижения цен. И ему это удалось, Форд создал не только дешевый, но и надежный автомобиль, который пользовался большим спросом у покупателей. Примером, может служить и компания «Мерседес», которая в период мирового экономического кризиса 2008-2010 годов отказалась от массового производства пятидверных дорогостоящих моделей и перешла к производству трехдверных моделей, что позволило, прежде всего, сохранить рабочие места на предприятии, не закрывать заводы, находящиеся на территориях других государств. И сохранить потребительский рынок.
Обратимся еще раз к другой части цитаты, в которой утверждается, что всего того, что хочется, иметь невозможно, поэтому приходится выбирать. Проблема экономического выбора важна не только для производителя, но и для потребителя. Готовность приобретать блага имеет две стороны: желание и возможность. Возможность связана с таким экономическим понятием, как спрос- готовность покупателя приобретать товары и услуги по определенной цене в определенный момент времени и в определенных количествах. Другими словами, спрос выражает отношение между ценой товара и его количеством, которое покупатели хотят и могут купить. На величину спроса большое влияние оказывают и неценовые факторы. Примером может служить косметический рынок, который традиционно является одной из наиболее динамичных и прибыльных отраслей экономики.
Известно, что годовой объем косметического рынка до кризиса лета 1998 года эксперты оценивали в 3 млрд. долларов США. После кризиса эта сумма упала почти в два раза. Однако, кризис дал возможность отечественным производителям захватить лидерство. В результате произошло практически полное импортозамещение товаров средней ценовой категории. Здесь сыграл свою роль неценовой фактор. После кризиса, отечественные производители смогли преодолеть потребительский стереотип «хорошей может быть только импортная косметика», предложив покупателям высококачественный продукт. Сегодня российская косметическая промышленность имеет отличные предпосылки для роста: в стране имеется развитая химическая промышленность, значительное количество специалистов и научных лабораторий. Помимо этого, национальные традиции заставляют женщин тратить значительные суммы на поддержание красоты. Климатические условия России требуют особого ухода за кожей, что создает дополнительные возможности для производителя, но и потребители всегда имеют возможность определится со своим выбором.
*С мая 2017 года объединенная издательская группа «ДРОФА-ВЕНТАНА» входит в . В корпорацию также вошли издательство «Астрель», компания по оснащению образовательных организаций оборудованием «ДРОФА-новая школа» и цифровая образовательная платформа «LECTA». Генеральным директором назначен Александр Брычкин, выпускник Финансовой академии при Правительстве РФ, кандидат экономических наук, руководитель инновационных проектов издательства «ДРОФА» в сфере цифрового образования (электронные формы учебников, «Российская электронная школа», цифровая образовательная платформа LECTA). До прихода в издательство «ДРОФА» занимал позицию вице-президента по стратегическому развитию и инвестициям издательского холдинга «ЭКСМО-АСТ». Сегодня издательская корпорация «Российский учебник» обладает самым крупным портфелем учебников, включенных в Федеральный перечень - 485 наименований (примерно 40%, без учета учебников для коррекционной школы). Издательствам корпорации принадлежат наиболее востребованные российскими школами комплекты учебников по физике, черчению, биологии, химии, технологии, географии, астрономии - областям знаний, которые нужны для развития производственного потенциала страны. В портфель корпорации входят учебники и учебные пособия для начальной школы, удостоенные Премии Президента в области образования. Это учебники и пособия по предметным областям, которые необходимы для развития научно-технического и производственного потенциала России.
Седьмое задание ЕГЭ по обществознанию, аналогично предыдущему, относится к повышенному уровню сложности. В нем экзаменующемуся предлагается список из 5-6 позиций, из которых нужно выбрать те, которые соответствуют определенному условию.
Как правило, верными бывают 2 или 3 варианта. Если в ответе указаны все необходимые цифры, нет лишних либо недописанных, он оценивается в 2 балла. При наличии одной ошибки ставится 1 балл, а в случае, если ошибок 2 и более – 0 баллов.
Все варианты 7 задания ЕГЭ по обществознанию относятся к теме «Экономика». Они могут быть связаны с различными аспектами этой темы – например, такими, как факторы спроса, инфляция, конкуренция. Если вы хорошо знаете теорию по экономическим темам, выполнить 7 задание для вас не составит труда.
Алгоритм выполнения задания
- Внимательно читаем условие задания и приведенные варианты ответов;
- Вспоминаем теорию по данной теме;
- Анализируем, какие варианты удовлетворяют заданному условию, в случае затруднения действуем методом исключения;
- Записываем ответ.
Разбор типовых вариантов заданий №7 ЕГЭ по обществознанию
Первый вариант задания
Найдите верные суждения об отличительных чертах рыночной экономики и занесите в ответ цифры, под которыми они указаны.
- Цены на товары и услуги определяются законом спроса и предложения.
- Предприятиям приходится решать проблему ограниченности ресурсов.
- Государство осуществляет централизованное распределение ресурсов.
- Между производителями товаров и услуг существует конкуренция.
- Каждый может заниматься предпринимательской деятельностью.
Если мы помним, чем рыночная экономика отличается от плановой, выполнить это задание для нас не составит труда. Ее яркие отличительные черты – свободная конкуренция и ценообразование, слабый уровень вмешательства государства, отсутствие государственного планирования, свобода предпринимательской деятельности. Цены на товары и услуги определяются согласно закону спроса и предложения, о чем и говорится в первом утверждении – следовательно, оно верно. Проблема ограниченности ресурсов не относится к типу экономических систем, и государство централизованным распределением также не занимается – утверждения 2 и 3 не подходят. А вот конкуренция и свобода предпринимательства – яркие отличительные характеристики рыночной экономики.
Ответ: 145.
Второй вариант задания
Найдите в списке те положения, которые относятся к неценовым факторам спроса, и занесите в ответ цифры, под которыми они указаны.
- Количество продавцов на рынке.
- Текущие модные веяния.
- Цены на товары-заменители.
- Уровень доходов потребителей.
- Изменения в количестве населения.
К неценовым факторам, формирующим спрос, относятся те факторы, которые не зависят от цены на конкретный товар. Количество продавцов на рынке может повлиять на предложение, но к факторам спроса его отнести нельзя. А вот текущие модные веяния оказывают прямое воздействие на спрос вне зависимости от цен. Цены на товары-заменители также относятся к неценовым факторам спроса – в данном случае имеется в виду, что он является неценовым в отношении цены определенного товара; то есть если наблюдается снижение цен на товар-заменитель, а цена первого товара не меняется, спрос на него, скорее всего, снизится. Уровень доходов потребителей также прямо влияет на структуру спроса. Изменения в количестве населения тоже играют свою роль – если снижается количество экономически-активного населения, снижается и спрос на определенный товар.
Ответ: 245.
Третий вариант задания
Найдите в списке те доходы, которые учитываются при исчислении ВВП, и занесите в ответ цифры, под которыми они указаны.
- Доходы от перепродажи подержанного автомобиля.
- Доходы от продажи яблок, выращенных фермером.
- Доходы от продажи партии новых автомобилей.
- Доходы от сдачи макулатуры.
- Доходы от реализации партии контрафактного товара.
- Доходы от продажи шоколада «Аленка» в магазине.
При исчислении ВВП учитывается стоимость конечных товаров и услуг, которые были произведены на территории страны. Доход от перепродажи подержанного авто не учитывается, так как это не конечный продукт. А вот доход от продажи яблок, выращенных фермером, подходит, так же как и доход от продажи партии новых автомобилей. Доход от сдачи макулатуры учитываться не будет, поскольку не является конечным продуктом. Доход от реализации партии контрафактного товара не подходит, так как он был произведен на территории другого государства. Доходы от продаж шоколада будут учитываться.
Ответ: 236.
Четвертый вариант задания
Найдите в списке те операции, которые выполняются Центральным Банком РФ, и занесите в ответ цифры, под которыми они указаны.
- Проведение эмиссии денег.
- Кредитование банков.
- Финансовые консультации для граждан.
- Прием коммунальных платежей.
- Определение обязательных норм резервов.
Поскольку ЦБ РФ – это главный банк страны, играющий основную роль в регулировании кредитно-банковской системы, он наделен особыми полномочиями и выполняет функции, отличные от других банков и связанные с обеспечением устойчивости национальной валюты и функционирования платежной системы. Проведение эмиссии – одна из его основных функций. Кредитование банков также входит в перечень выполняемых им операций. А вот финансовые консультации для граждан и прием коммунальных платежей он не проводит. Определение обязательных норм резервов для банков – одна из функций ЦБ, помогающая осуществлять контроль за деятельностью кредитно-финансовых организаций и руководство над платежной системой.
Ответ: 125.
Пятый вариант задания
Найдите в списке верные суждения об инфляции и занесите в ответ цифры, под которыми они указаны.
- Снижение покупательной способности денег – проявление инфляции.
- Инфляция не может быть скрытой.
- При умеренной инфляции рост цен не превышает 25% в год.
- К причинам инфляции относится рост налогообложения.
- При гиперинфляции рост цен превышает 100% в год.
Инфляция – это обесценивание денег, которое выражается в снижении их покупательной способности и общем повышении цен, не подкрепленном повышением качества. Как видно, первое утверждение верно. Инфляция бывает скрытой или открытой, поэтому второе утверждение неверно. При умеренной (или ползучей) инфляции рост цен не превышает 10% в год, а рост цен на 25% в год относится к галопирующей инфляции, значит, 3 утверждение неверно. 4 утверждение также верно, поскольку рост налогообложения – одна из причин инфляции, наряду с ростом цен на сырье и ресурсы, снижением объемов производства, ростом расходов государства. При гиперинфляции рост цен превышает 100% в год – 5 утверждение верно.
Ответ: 145.
Шестой вариант задания
Найдите в списке верные суждения о расходной части государственного бюджета и занесите в ответ цифры, под которыми они указаны.
- Расходы государственного бюджета всегда ниже, чем доходы.
- Значительная часть расходов государственного бюджета идет на социальные нужды.
- Поддержание обороноспособности входит в список расходов государственного бюджета.
- К расходам государственного бюджета относится эмиссия денег.
- Если расходы государственного бюджета превышают доходы, наблюдается профицит бюджета.
Расходная часть государственного бюджета может быть ниже доходов, равна им или же превышать доходную часть – следовательно, первое утверждение неверно. Социальные нужды – одна из самых значительных статей расходов госбюджета, на них приходится около 50% всех расходов, поэтому 2 утверждение верно. Поддержание обороноспособности занимает около 20% расходов государственного бюджета, поэтому 3 суждение также верно. Эмиссия денег относится не к расходной, а к доходной части государственного бюджета, поэтому 4 утверждение не подходит. Ситуация, при которой расходы превышают доходы, называется дефицитом, а при профиците расходы, наоборот, меньше доходов.
Осталось