Что случилось в 1998. Что такое дефолт простым языком. Наращивание государственного долга, или С чего все начиналось
Дефолт в России (1998)
Его последствия серьёзно повлияли на развитие экономики и страны в целом, как отрицательно, так и положительно. Курс рубля по отношению к доллару упал за полгода более чем в 3 раза - c 6 рублей за доллар перед дефолтом до 21 рубля за доллар 1 января 1999 года. Было подорвано доверие населения и иностранных инвесторов к российским банкам и государству, а также к национальной валюте. Разорилось большое количество малых предприятий, лопнули многие банки. Банковская система оказалась в коллапсе минимум на полгода. Население потеряло значительную часть своих сбережений, упал уровень жизни. Тем не менее, девальвация рубля позволила российской экономике стать более конкурентоспособной.
Причины кризиса с позиций международной экономики
В теории международной экономики концепция невозможной троицы подразумевает недостижимость ситуации фиксированного курса валюты, свободного движения капитала и независимой денежной политики. В России курс рубля к доллару являлся фиксированным. Свободное движение капитала позволяло иностранным компаниям вкладываться в рынок ГКО. Денежная политика была направлена на сдерживание инфляции. В такой ситуации, при наличии переоцененной валюты (реальный курс рубля к доллару был очень высок), наблюдается сильная спекулятивная атака на валюту. В случае с Россией давление шло через рынок ГКО с его высокими ставками, не соответствующими инфляции. В итоге, снижающиеся валютные резервы заставили Правительство девальвировать валюту через дефолт.
Возможные сценарии кризиса
По мнению российского экономиста, президента Института энергетической политики В. С. Милова , несмотря на негативное воздействие на благосостояние населения, в итоге кризис сыграл благоприятную роль в экономическом развитии страны по причине, в первую очередь, резкого усиления бюджетной дисциплины в последефолтные годы .
Литература
- «Теория и практика торговли на фондовом рынке», ISBN 5-902360-01-3 - от 12 мая до 18 августа
Примечания
Ссылки
- Причины и последствия финансового кризиса в России конца 90-Х годов (по материалам Временной комиссии по расследованию причин, обстоятельств и последствий принятия решений от 17 августа 1998 года)
Денежные реформы в России | |
---|---|
Московская Русь и Российская империя |
1535 год (Елены Глинской) · 1645 год (рубль Алексея Михайловича) · 1700-1718 годы (реформы Петра I) · 1769 год (ассигнации Екатерины II) · 1839-1843 годы (серебрянный монометаллизм) · 1897 год (золотой червонец Витте) |
СССР | 1922-1924 годы (советский червонец) · 1947 год («послевоенная») · 1961 год («хрущёвская») · 1991 год («павловская») |
Россия после 1991 г. | 1993 г. (отказ от советских рублей) · 1998 год (деноминация) |
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое "Дефолт в России (1998)" в других словарях:
Инкомбанк не смог пережить кризиса. Его нижегородский офис, который до 1998 был одним из символов нового капиталистического мира в этом городе, теперь принадлежит печатной компании, но, если присмотреться, можно разглядеть нестёртую эмблему… … Википедия
Нейтральность данной статьи поставлена под сомнение. На странице обсуждения могут быть подробности. Не путать с экономическим термином Дефолт. Экономический кризис … Википедия
Дефолт - (Default) Дефолт это невыполнение обязательств, неплатежеспособность Определение дефолта, история дефолта, виды и механизм дефолта, оценка вероятности дефолта Содержание >>>>>>>>>>> … Энциклопедия инвестора
Инкомбанк не смог пережить кризиса. Его нижегородский офис, который до 1998 был одним из символов нового капиталистического мира в этом городе, теперь принадлежит печатной компании, но, если присмотреться, можно разглядеть нестёртую эмблему… … Википедия
Инкомбанк не смог пережить кризиса. Его нижегородский офис, который до 1998 был одним из символов нового капиталистического мира в этом городе, теперь принадлежит печатной компании, но, если присмотреться, можно разглядеть нестёртую эмблему… … Википедия
Дефолт 1998 года в России: причины, хронология, последствия - Дефолт (англ. невыполнение обязательств) нарушение платежных обязательств заемщика перед кредитором, неспособность производить своевременные выплаты по долговым обязательствам или выполнять иные условия договора займа. Этим термином обозначают… … Энциклопедия ньюсмейкеров
Дефолт 1998 года в России - Дефолт (англ. - невыполнение обязательств) - нарушение платежных обязательств заемщика перед кредитором, неспособность производить своевременные выплаты по долговым обязательствам или выполнять иные условия договора займа. Этим… … Энциклопедия ньюсмейкеров
ДЕФОЛТ 1998 г. - (дефолт англ. default невыполнение обязательств по возврату заемных средств). Слово вошло в широкий обиход после принятия правительством С. Кириенко 17 августа 1998 г. решения о замораживании выплат по государственным ценным бумагам, прежде всего … Большая актуальная политическая энциклопедия
Россия после распада СССР испытывала серьезные финансовые трудности. Государству требовалось иностранное финансирование, но при этом были проблемы с гарантиями обслуживания внешнего долга. Производились как внутренние, так и внешние заимствования.
Результатом такой финансовой политики стал чрезмерно большой государственный долг. В последствие это привело к дефолту 1998 года. В истории этот день называется «черный четверг».
Причины дефолта
- большой государственный долг;
- падение мировых цен на сырье;
- политическая обстановка в стране;
- малоэффективные меры в отношении экономической системы (выпуск государственных краткосрочных обязательств);
- кризис ликвидности;
- обвал азиатских экономик.
Хронология событий
9 июля — завершились переговоры с представителями МВФ в Москве. У России были реальные шансы получить 22,6 млрд. долларов в течение двух лет.
20 июля – принято решение МВФ перевести России первый транш в размере 14 млрд. долларов. Возможность девальвации рубля снизилась.
5 августа – правительством было принято решение об увеличении внешних займов в текущем году. Это говорит о дефиците бюджета.
11 августа – стоимость российских ценных бумаг на биржах резко пошла вниз. Банки активно покупают валюту. К вечеру многие из них приостановили операции.
12 августа – вследствие роста спроса на валюту произошла стагнация межбанковского кредитного рынка, начался кризис ликвидности. ЦБ РФ понизил ограничения на продажу валюты крупным банкам.
13 августа – состоялась встреча министра финансов и зампреда ЦБ с руководителями крупных российских банков. Международные рейтинговые агентства снизили до минимального значения кредитный рейтинг России.
Правительство перестало поддерживать рынок государственных краткосрочных облигаций и валютный предполагалось, что этим будут заниматься банкиры.
15 августа — президент Б. Ельцин срочно возвращается в Москву. Состоялось совещание с участием глав Минфина и Центробанка, представителя России в международных финансовых организациях. Премьер-министр поручил разработать мероприятия по нормализации ситуации.
17 августа – «черный четверг». Произошел технический дефолт страны, т.е. признана ее неспособность платить по внешним и внутренним обязательствам. Девальвация состоялась. Рубль по отношению к доллару подешевел в полтора раза. Операции с ГКО прекратились.
Банки перестали возвращать депозиты.
18 августа – замглавы администрации президента подал в отставку. Карты банка «Империал» международной системы Visa Int. были заблокированы.
20 августа — Центробанк гарантирует сохранность депозитов граждан во всех банках. Зампред ЦБ заявил об отказе от введения в банках временных администраций.
23 августа — отставка С. Кириенко. Исполняющим обязанности председателя правительства назначен В. Черномырдин.
Последствия дефолта
Иностранные инвесторы, в том числе CSFB, после переговоров с правительством России, смогли добиться выплат по ГКО в размере 1% от суммы долга.
Позиции экспорта усилились после девальвации валюты. Стали конкурентоспособными те российские предприятия, которые несли затраты в рублях, а продукцию экспортировали.
Курса рубля укреплялся до показателей 1996–1997 вплоть до 2005 года. Было признано малоэффективным использование в качестве антиинфляционной меры завышенного курса рубля. Он стал формироваться рынком.
Кризис в экономике стал крахом макроэкономической политики властей, которая проводилась с 1992 по 1998 годы. Смена власти способствовала скорейшему выходу из кризиса.
Монетарное регулирование стало более мягким. Практика приостановки социальных выплат и невыполнения обязательств по госзаказу и др. ушла в прошлое.
Бюджетная дисциплина значительно повысилась. Финансирования дефицита госбюджета не будет больше производиться посредством крупных заимствований. Выгоднее стало вкладывать в реальный сектор экономики, чем в ценные бумаги. Это привело к возобновлению роста производства.
Сразу после дефолта одной из действенных антикризисных мер стало регулирование цен на продукцию естественных монополий (ж/д транспорт, электроэнергия, и т.п.).
А как на вас, вашу семью повлиял дефолт 1998 года?
Экономический кризис - это весьма неприятное и крайне опасное явление для любой страны. Крах экономики привел к смерти не одной державы еще во времена Древнего мира, да и сегодня риск чего-то подобного сохраняется всегда.
Крах СССР, к примеру, был в немалой степени предопределен политикой его руководства, которое сперва допустило возникновение зависимости от импорта нефти, а после - не сумело предпринять адекватных мер, когда стоимость сырья на мировых рынках (из-за ОАЭ) резко пошла вниз.
Остатки страны долгое время лихорадило, но событием, которое едва не поставило точку в истории современной России, стал кризис 1998 г. Впрочем, в те годы тяжело приходилось не только отечественной экономике, так как во всем мире нарастали явления стагнации. Но наиболее тяжело пережила произошедшее именно наша страна.
Предпосылки проблем
Кризисные явления накапливались постоянно, но не слишком заметно. Началось все это еще с 70-х годов, во времена СССР. Во-первых, была выбрана далеко не самая лучшая схема противодействия инфляции, когда ради достижения этой цели правительство искусственно ограничивало объем денежной массы в обороте.
Инфляцию это останавливало слабо, зато приводило к резкому дефициту наличных средств. К 1998 году монетизация составляла не более 10%, тогда как в странах с нормальной экономикой этот показатель достигал не менее 75%. Росло количество неплатежей, внутренний долг увеличивался нереальными темпами.
Правительство пыталось бороться с некоторыми кризисными явлениями, но все меры сводились к повышению ставок по налогам, росту квартплаты и тарифов, а реальная собираемость этих денег с каждым годом падала все сильнее. Практически 80% предприятий в те годы активно использовали теневые схемы работы, а оставшиеся 20% едва ли не в открытую функционировали по криминальным схемам ухода от налогов.
В сотни раз возросло количество фирм, которые предлагали услуги по обналичиванию денег, полученных незаконными путями. Конечно же, государство от этого теряло громадные суммы, но многие члены высших властных структур участвовали в махинациях, а потому дельцам сходили с рук любые финансовые (и не только) преступления.
Курс валюты, внешний долг
Кроме того, не нужно забывать о несправедливом разделе СССР, оставившем нынешней России весь объем внешнего долга, который накопили все бывшие республики СССР. Выплаты по нему постоянно росли, да еще и накапливались новые.
Рубль в то время старались поддержать искусственно, что приводило к неадекватному соотношению цен на импортные и отечественные товары. Так, цены на ввозимую продукцию были настолько низкими, что даже оставшиеся развитые предприятия оказались под риском банального разорения, так как не выдерживали конкуренции. В то время приблизительно 60% продовольственных нужд страны стали обеспечиваться за счет заграничной продукции, что уже прямо противоречило интересам государства.
Инфляция
К концу 1998 г. размеры инфляции в десятки раз превышали аналогичные значения для 1993 г. Экономисты считают, что приблизительно с 1995 по 1996 гг. правительство фактически никак не контролировало этот процесс. Неудивительно, что в таких условиях развиваться могла лишь сырьевая отрасль экономики, так как все более-менее наукоемкие предприятия оказались попросту обречены на вымирание.
Несмотря на то, что в первые годы после развала СССР у западных инвесторов были свои интересы, и они предлагали неплохие условия финансовой помощи, к концу 90-х годов сложилось патовое положение, когда свои предприятия были практически полностью убиты, а «заграница нам не помогла», так как бизнесмены не хотели вкладывать деньги в заведомо проигрышное дело. Сыграло свою негативную роль и то обстоятельство, что многие совместные проекты были свернуты по той причине, что выделенные средства попросту исчезали.
Основные факторы, способствовавшие развитию кризиса
- Огромный объем «отложенной инфляции». Итоговые ее суммы были таковы, что государство было просто физически не в состоянии рассчитаться по ним, не снижая уровня жизни всей страны в целом.
- Ничтожная доля накоплений. На удовлетворение сиюминутных потребностей тратились реальные средства, так что будущим поколениям практически ничего не оставалось.
- На фондовом рынке царствовали спекулянты. Впрочем, сам характер «экономики» в то время был именно спекулятивным, а специалисты думали только о получениях кратковременных прибылей. Доходило до того, что заводы и государственные предприятия, стоимость которых даже по тем временам равнялась миллионам долларов, продавали буквально по цене недвижимости или металлолома.
- Государственное производство было окончательно забыто и заброшено, не имелось даже сколь-нибудь адекватных проектов его восстановления, не говоря уже о каких-то реальных шагах на пути к этому.
- Фискальная политика также основывалась на попытках получить с последних оставшихся предприятий хоть какие-то деньги, пока производство окончательно не остановилось.
Конечно же, кризис 1998 г. не в последнюю очередь произошел из-за общемирового падения цен на энергоносители и прочих негативных факторов, но все они только лишь способствовали неизбежному краху системы, которая фактически была построена неопытными экономистами, не сумевшими составить работающий годовой бюджет страны и способствовать принятию эффективных законов в этой области.
Кто и как спровоцировал непосредственное начало кризиса?
Впрочем, было бы наивным предполагать, что кризис 1998 г. случился сам по себе, без участия заинтересованных лиц. Начался он с непосредственного ведома и согласия тогдашнего российского правительства.
Причины такого решения были просты. Экономисты пытались решить сразу несколько проблем, разрубить своеобразный Гордиев узел, если так угодно:
- Была предпринята очередная попытка девальвации рубля.
- Предполагалось, что так удастся повысить налоговые поступления в казну.
- Облегчить положение отечественных банков, заморозив счета их зарубежных кредиторов.
Проекты эти во многом объяснялись тем, что в правительстве царила полная неразбериха: Дума имела в своем составе преобладающее количество коммунистов. Они постоянно блокировали инициативы либерального правительства, которое также не оставалось в долгу, налагая вето на инициативы своих недругов. В результате получалось так, что в проигрыше оставались все. В особенности - простые граждане государства.
Так как же начинался финансовый кризис 1998 года?
Хронология всех предшествующих явлений
Чтобы вы окончательно прониклись всем происходившим в то время, предлагаем вниманию полную хронологию событий, которые, в конечном счете, привели не только к кризису конца девяностых годов, но и предопределили развитие экономики нашей страны на много лет вперед.
Во-первых, «Черный вторник» 1994 года, когда было принято решение об окончательном свертывании кредитования дефицита бюджета, что в то время оказалось действительно необходимо. Вот только для нормального функционирования государства после этой резкой и не слишком популярной меры требовалось наладить нормальный сбор налогов и получение выгодных инвестиций (хотя от них также стоило бы отказаться), но ничего из этого не сделали.
Постоянное снижение уровня жизни приводило к угрожающим падениям объемов налоговых сборов, а инвесторы вовсе не горели желанием вносить свои деньги в сомнительные проекты. В принципе, только этого уже хватало для того, чтобы разгорелся финансовый кризис в России 1998 года. Но были и другие причины.
В 1995 и 1996 гг. наблюдался настоящий пик использования казначейских обязательств. Чисто теоретически они приравнивались к нормальным деньгам, только вот на практике это были самые настоящие валютные суррогаты. Естественно, что такая политика никак не устраивала бизнес и государственных производителей, а потому общая стагнация и регрессия в экономике только продолжились.
Вместо того чтобы содействовать смягчению условий работы для малого и среднего бизнеса, правительство постановило резко повысить сбор налогов. Указанное решение, как можно догадаться, оказалось не слишком действенным. Все это привело к тому, что экономический кризис в России (1998 год - всего лишь официальная точка отсчета) начался задолго до внешних проявлений.
В середине того же года в правительство приходят реформаторы во главе с Немцовым и Чубайсом, чья деятельность сразу же начинается с урезания бюджета на треть. Некоторая часть зарплатных долгов была ликвидирована, но в результате общая финансовая задолженность государства в целом только увеличилась, так как брать деньги на покрытие своих обязательств оказалось попросту неоткуда. Проблемы начали накапливаться с рекордной скоростью, нарастала реальная опасность народного бунта. Вот какими были причины кризиса 1998 года.
Утрата доверия
Такая политика быстро дала свои плоды, которые ожидаемо оказались не слишком приятными на вкус. От сотрудничества с молодыми реформаторами стремительно отказывается Дума, а миссия МВФ не хочет предоставлять очередные финансовые транши без полного погашения внутренних долгов по коммунальным платежам и налогам. По-настоящему же повлиять на ситуацию в ту пору уже никто не мог, так как реальный уровень жизни населения падал ежедневно. Фактически, это уже был российский кризис 1998 г.
Начало
Все вышесказанное привело к тому, что в мае 1998 года начали с треском проседать финансовые рынки, государственная валюта резко и необратимо обесценивалась. Немалую роль сыграло и вызванное государством банкротство «Токобанка», в котором практически все капиталы принадлежали западным инвесторам. Последним это сильно не понравилось. Вывод капитала после данного события резко ускорился. Начался кризис 1998 года в России.
Кроме того, постоянные прения с международным сообществом по поводу ситуации в Чечне не способствовали росту кредитного рейтинга, так что о новых траншах финансовой помощи со стороны МФВ можно было забыть.
Выход удалось найти очень быстро: взяли долг у европейцев, причем проценты по нему оказались в несколько раз выше и без того кабальных условий МФВ. Внешний долг именно России (даже без учета СССР) вырос приблизительно в два раза всего за один год. Кризис нарастал, курс доллара по отношению к рублю начал резко подниматься. Так, к 23 августа 1998 года он уже был 1:7, и не думал останавливаться. Всем стало ясно, что экономический кризис 1998 годом не ограничится, а платить придется еще нашим внукам.
Внутренний долг стремительно идет вверх (хотя его размер и без того уже угрожающе велик). Правительство в очередной раз замораживает выплаты по своим обязательствам, а также запрещает выплаты по долгам западных кредиторов. Ситуация становится все хуже и хуже, кризис 1998 года в России стремительно набирает обороты.
Все это привело к тому, что к началу сентября курс доллара в очередной раз вырос. Он начал составлять 1:12,8. Уже к 7 сентября это значение составило 1:17. Бизнес в панике, в стране начался неконтролируемый резкий рост цен. К середине месяца курс превысил отметку в 20 рублей за одну единицу американской валюты.
Исправление положения
Не стоит все же предполагать, что правительство сидело сложа руки. До всех начало доходить, что долго так продолжаться не может, что нужно завершать кризис в России. 1998 год из-за этого стал сезоном серьезных политических назначений. В сентябре начались массивные перестановки в органах власти: небезызвестный Сергей Шойгу был назначен на пост министра МЧС, Сергей Степашин стал министром МВД, Игорь Иванов возглавил МИД. К двадцать пятому сентября началась активная деятельность Специальной комиссии, которая пыталась устранить последствия кризиса.
В общем-то, кое-что им сделать удалось. Так, уже к концу сентября курс все же снизился до пятнадцати рублей за доллар, ситуация в экономике стала просто плохой, но уже не катастрофической. Впоследствии Ельцин был вынужден уйти в отставку. Стоимость нефти на международных рынках резко пошла вверх, новое правительство начало действовать в отношениях с американцами уже не с позиции проигравшей стороны, общее положение постепенно стало выправляться.
Социально-экономические последствия
Все перечисленное выше - просто сухой перечень фактов. Что же кризис 1998 г. натворил в отношении положения граждан страны? Как можно понять, ничего хорошего не произошло. Во-первых, доверие населения к рублю и собственной банковской системе (что неудивительно после 1991 года) было полностью подорвано. Многие банки обанкротились, практически все индивидуальные предприниматели, которые начали заниматься своим делом на заре 90-х годов, полностью разорились.
Фактически, это уже был готовый финансовый кризис. 1998 г. просто стал точкой кипения, когда искусственно поддерживаемая государственная машина уже не могла самостоятельно функционировать.
Банковская система пребывала в глубоком коллапсе не менее полугода. Население потеряло остатки своих сбережений, уровень жизни катастрофически упал, до небес подпрыгнул размах валютных спекуляций. Как ни странно, но именно кризис позволил отечественным предприятиям начать восстановление.
Российский кризис 1998 года был необычен также и тем, что впервые в истории государство открыто объявляло дефолт по внутреннему долгу, фактически отказываясь от всех своих социальных обязательств и грабя собственных граждан. За счет того, что разорились едва ли не все крупные предприятия, масса специалистов лишилась работы. Люди оказались вынуждены искать применение своим талантам на Западе, в результате чего «утечка мозгов» достигла значений, которые уже открыто угрожали национальной безопасности России.
Положительные последствия негативного явления
Кризис в России 1998 года и связанный с ним спад сравнительно быстро сменился нарастанием темпов экономического роста. В макроэкономической политике также произошли важные изменения, которые оказали положительное влияние на состояние всего государства в целом. Как только в системе налоговых сборов были сделаны некоторые послабления, отечественный бизнес также пошел в рост. Вот какими были последствия кризиса 1998 г.
Основные изменения
Давайте рассмотрим главные трансформации в политике страны, которые позволили добиться столь положительных результатов:
- Во-первых, отныне экономический рост стал приоритетом.
- Во-вторых, искусственная поддержка курса национальной валюты оказалась менее важной, так как последствия отложенной инфляции были куда серьезнее. В общем-то, так и были ликвидированы наиболее серьезные причины кризиса 1998г.
- В-третьих, удалось сделать реальные шаги по ликвидации задолженности в выплатах заработных плат, пенсий и пособий, что не только привело к повышению общего социального настроя, но и позволило наконец-то начать сбор налогов и платежей. В свою очередь, повысился общий кредитный рейтинг, а МФВ несколько снизил процентные ставки.
- Государство отказалось от политики масштабных займов, что позволило начать укрепление собственной экономики, а не вкладывать деньги в обеспечение иностранных банковских систем.
- Правительство все же вняло гласу гражданских организаций, ограничив рост тарифов естественных монополий (хотя это и не понравилось многим иностранным инвесторам). Все вышеперечисленное позволило в некоторой степени вернуть доверие граждан, хотя до полной нормализации ситуации было еще очень далеко.
Последствия кризиса в мире
Конечно, мировые экономики испытали далеко на все «прелести» отечественного кризиса, но определенные последствия были и на Западе. Так, в Европе резко повысилась стоимость топлива (США благодаря договорам с ОАЭ это не грозило), темпы роста экономик даже развитых государств в указанном регионе значительно замедлились. Начался мировой кризис 1998 года. Кроме того, постепенно подрывалось доверие к доллару: мировое экономическое сообщество все же сделало окончательный вывод о том, что выпуск этой валюты осуществляется без какого-то контроля со стороны американского правительства.
Как ни странно, но многие зарубежные державы действительно опасались краха России, так как кризис 1998 года в стране с ядерным оружием и нерешенными этническими конфликтами на ее территории мог привести к совершенно неконтролируемым и действительно страшным последствиям. Впрочем, такая забота вылилась в громадные платежи по выплатам внешнего долга, которые не лучшим образом сказались на благосостоянии населения. Последствия тех событий продолжают сказываться на жизни простых граждан и по сей день.
Так, именно по результатам кризиса 1998 года основным платежным средством в стране стал американский доллар, который выглядел намного лучше на фоне постоянно менявшей свой курс национальной валюты. С этим правительство пытается бороться и по сей день. Впрочем, рассмотренный выше кризис все же имел положительные последствия. Они заключались в следующем: были вскрыты и обнажены основные недостатки нашей экономики, которые очень важно исправлять для нормального функционирования всей системы.
Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Двадцать лет назад в нашей стране произошли события, которые в новейшей истории получили название «черного августа 1998 года».
Дефолт в России стал экономическим шоком для большинства россиян.
Граждане, пережившие тяжелейший финансовый кризис, до сих пор с ужасом вспоминают этот период. Возможность нового дефолта по-прежнему пугает россиян. Ведь то, что произошло однажды может повториться. Но так ли это?
Дефолт 1998 года
14 августа 1998 года на вопрос о возможности президент РФ Борис Ельцин заявил: «Не будет. Нет. Твердо и четко.» Курс доллара на тот момент составлял 6 руб. 27 коп. К этой отметке американская валюта больше никогда не возвращалась.
О заморозке выплат по ГКО (государственным краткосрочным облигациям) премьер-министр Сергей Кириенко объявил через три дня после выступления Ельцина. Центральный банк перестал поддерживать рубль. Начав с небольшого снижения, российский рубль буквально рухнул в последние дни августа и первую неделю сентября. На своем пике (09.09.98) доллар стоил почти 21 рубль.
Обесценивание национальной валюты привело к многократному росту цен, задержкам зарплат, пенсий, социальных пособий. Внутренний валовый продукт сократился втрое. Снизилась собираемость налогов, упало производство. Некоторые крупные банки обанкротились, граждане потеряли свои сбережения.
О причинах и последствиях кризиса подробно вы можете узнать из нашего видео.
По оценкам Московского банковского союза убытки экономики РФ в 1998 году составили около 96 млрд долларов. Из них 33 млрд потеряли корпорации, 45 млрд – банки, 19 млрд — население.
Что такое дефолт простыми словами
Опросы, проведенные в 1999 году, показали, что две трети жителей нашей страны не могут объяснить термин «дефолт», и рассказать, что это такое простыми словами. Постараемся ликвидировать этот пробел.
Слово заимствовано из английского языка – default. Оно обозначает невыполнение обязательств, прекращение платежей , неуплату.
Допустить дефолт может даже обычный человек . Для этого достаточно просрочить оплату кредита или не внести ежемесячный платеж по банковской карточке.
Изначально термин относился только к ссудной задолженности, но с развитием финансовых инструментов слово приобрело более широкое значение. Например, самым распространенным способом привлечения средств правительствами стран являются ценные бумаги – , облигации, бонды. Прекращение выплат процентов или основного долга по ценным бумагам считается дефолтом.
Кроме финансовых обязательств, термин обозначает невыполнение любых условий, предусмотренных кредитным договором или условиями выпуска ценных бумаг. Так, обязательным требованием при выдаче кредита бизнесу является сдача отчетности в банк. Непредоставление баланса, отчета по прибыли в установленный срок, рассматривается как дефолт.
Подводя итог, можно дать термину несколько определений. Дефолт – это :
- Невыполнение долговых обязательств в установленный срок.
- Неплатежеспособность какого-либо субъекта. В качестве последнего может выступать физлицо, компания или государство.
- Нарушение условий получения займа (кредита), выпуска ценных бумаг и других соглашений по привлечению денежных средств.
В самом широком смысле под дефолтом понимают нарушение любых обязательств – неисполнение торговых соглашений, отступление от политических, дипломатических договоренностей. Но обычно встречается классическое толкование термина.
Виды дефолтных ситуаций
Экономисты выделяют два вида дефолта – обычный и технический.
- Технический дефолт
возникает из-за временных трудностей. Заемщик готов выполнять свои обязательства, но на текущий момент имеет некоторые проблемы.
В случае с физическими лицами такая ситуация часто возникает при задержке зарплат. Заключая кредитный договор, наемные работники нередко привязывают ежемесячную дату платежа ко дню получения заработка. Несвоевременное перечисление денег приводит к нарушению условий займа. Однако поступление средств через небольшой исправляет положение.
Причинами технического дефолта могут быть оплошность сотрудников, сбой платежной системы, непредвиденные обстоятельства. Обычно ситуация быстро нивелируется и не имеет последствий.
- К обычному дефолту приводит неспособность должника выполнять свои обязательства. Средств для оплаты долга нет, и не ожидается. Простыми словами, обычный дефолт – это ситуация, которая близка к банкротству, то есть признанию должника несостоятельным в судебном порядке. Только грамотные и решительные действия кризисных управляющих могут исправить положение.
- корпоративным;
- банковским и т. п.
Суверенный дефолт также называют дефолтом первого уровня. Он затрагивает всех граждан страны и несет негативные последствия в глобальном масштабе.
Причины неплатежеспособности
Главной причиной дефолта является несбалансированность доходов и расходов должника. Дефицит бюджета покрывается за счет займов и кредитов. Обслуживание долга ведет к еще большему росту затрат.
Чтобы покрыть расходы, должник привлекает новые средства, стоимость заемных денег повышается. В результате долговые обязательства субъекта растут как мыльный пузырь, который рано или поздно лопнет.
Дефицит бюджета вызывают :
- безответственное поведение заемщика;
- падение доходов;
- форс-мажорные обстоятельства;
- экономический кризис;
- смена политического режима и др.
Получая заем или кредит, должник не в состоянии предвидеть, что ждет его в будущем:
- Обычного человека могут привести к финансовому перекосу потеря работы, перевод на низкооплачиваемую должность, болезнь.
- В компании прибыль уменьшается из-за сокращения спроса, потери части рынка, технологического отставания от конкурентов.
- На государственном уровне падение доходов выражается в низкой собираемости налогов из-за спада производства или ухода налогоплательщиков в теневую экономику. Иногда при смене политического курса правительство может отказаться от выплат по старым долгам.
Последствия дефолта
Заемщик, допустивший дефолт, теряет доверие кредиторов. Отказавшись один раз платить по долгам, очень сложно найти новый кредит. Инвестиционные риски растут, получить деньги можно только под высокие проценты, что еще больше усугубляет финансовое положение должника.
В то же время есть положительные моменты при объявлении дефолта. Остановка платежей по внешним долгам дает заемщику возможность направить средства на свое финансовое оздоровление и выбраться из кризиса . Поэтому на корпоративном уровне, прежде чем объявить должника банкротом, в компанию или организацию направляются кризисные управляющие. Цель их работы – восстановление платежеспособности заемщика.
К чему ведет суверенный дефолт
На мировой арене обязательство выполнять подписанные международные договора введено Вестфальским миром 1648 года. Неплатежеспособность страны ведет к особенно тяжелым последствиям :
- Подрывается авторитет государства и национального бизнеса. Для правительства и корпораций дешевые кредиты становятся недоступными.
- Происходит девальвация национальной валюты, дорожают импортные товары.
- Если сильно зависит от зарубежных поставок, снижается покупательная способность денег. Население беднеет и не может покупать товары в том же количестве.
- Снижение спроса негативно влияет на промышленное производство. Сокращается рынок сбыта, расходы растут. Кризис особенно больно бьет по компаниям, работающим на импортном сырье. Многие корпорации разоряются.
- Чтобы снизить расходы предприятия сокращают персонал и уменьшают заработную плату, что приводит к еще большему обнищанию обычных граждан и росту .
- Страдает банковский сектор. Отток инвестиций, невозможность получить международную помощь и обесценивание резервов рушит финансовую систему.
При суверенном дефолте страдает не только государство-банкрот, но и страны-кредиторы. Последствием может стать обвал финансовых рынков и международный экономический кризис. В результате страдает не только население государства, отказавшегося платить по долгам, но и граждане других территорий.
В то же время дефолт мобилизует резервы государства. Более эффективно расходуются бюджетные средства. Кредиторы боятся все потерять и идут , соглашаясь на более длительные выплаты или отказываясь от процентов.
Слабые компании исчезают, выживают сильнейшие (естественный обзор). Падение курса национальной валюты способствует повышению конкурентоспособности внутренних производителей. По сути, это хоть и болезненный, но необходимый для оздоровления экономики инструмент.
Уроки кризиса 1998 года
Последствия дефолта в России в 1998 году до сих пор отражаются на экономике. Некоторые из них постепенно сглаживаются, другие еще долго будут влиять на жизнь в нашей стране.
Какие уроки извлекли граждане и правительство из финансового кризиса:
- События тех лет надолго подорвали доверие народа к власти. Не секрет, что при любой опасности граждане меняют национальную валюту на доллары или евро и забирают . Не вызывают доверия внутри страны . Граждане предпочитают инвестировать деньги в бизнес или банковский сектор, чем отдавать их правительству.
- Россияне более ответственно стали доверять деньги банкам. Высокие процентные ставки не являются главным мотивом выбора вклада, а скорее вызывают настороженность. Созданная система страхования депозитов изменила поведение вкладчиков и повысила устойчивость банковской системы.
- После государство избегает занимать деньги за рубежом. В России сейчас один из самых низких уровней госдолга (около 13% ). В то же время резервы растут, что позволяет экономике чувствовать себя устойчиво . Периодически ведутся разговоры о необходимости вкладывать средства в промышленность и сельское хозяйство, но пока позиция властей неизменна. Низкий госдолг и рост резервов остаются приоритетами экономической политики.
- Отказавшись от внешних источников, правительство предпочитает искать средства на и социальные нужды внутри страны, зачастую пренебрегая благосостоянием своих граждан.
- Увеличилось вмешательство государства в экономику страны. Правительство усвоило, что управлять госпредприятиями гораздо легче, чем частным бизнесом. По последним исследованиям доля госсектора на рынке составляет около 70%.
В целом бюджетная политика правительства РФ после дефолта 1998 г. нацелена на повышение экономической стабильности страны.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт
Вам может быть интересно
Что такое деноминация простым языком Самозанятые - кому это доступно по закону, налогообложение, разрешенные виды деятельности и приложение Мой налог Что такое амнистия - порядок объявления и отношение к ней общества Что такое иммиграция Что такое облигация, чем эта ценная бумага отличает от других, какие виды облигаций бывают и на что смотреть при их покупке Что такое эмбарго простыми словами Что такое гражданство, способы его приобретения, как получают гражданство РФ и как его правильно писать в анкете Что такое приоритеты, как их правильно расставить и где еще используется это слово Что такое эмиграция и чем это отличается от иммиграции Что такое гражданское общество - это подарок от государства или выбор его граждан
Оборачиваясь на 10 лет назад, поражаешься насколько сегодня Российская экономика и уровень развития бизнеса отличается от событий тех лет. Первые признаки коллапса финансовой системы страны появились осенью 1997 года, когда начался финансовый кризис в Азии, после чего была существенно изменена валютно-денежная политика Центрального Банка России.
Весной 1998 года страна вкатилась в финальную стадию кризиса. Ежемесячные доходы федерального бюджета составляли 22 млрд. рублей, ежемесячные расходы 25 млрд. рублей и ещё 30 млрд. рублей ежемесячно должно было направляться на погашение внутреннего долга, не считая процентов по кредитам и внешним займам. Даже если бы все доходы направлялись на погашение внутреннего долга, этих средств всё равно бы не хватило.
Ключевым препятствием, вставшим стеной перед попыткой вытащить страну из финансовой ямы, была специфическая российская политическая ситуация. И имя ей - прокомумнистическая Дума, бойкотировавшая любые инициативы Бориса Ельцина. 23 марта 1998 года правительство Виктора Черномырдина было отправлено в отставку, был назначен исполняющий обязанности премьер-министра Сергей Кириенко. Дума утвердила кандидатуру лишь спустя месяц - 24 апреля 1998 года. Именно тогда, когда каждый день был на вес золота, и началась работа над антикризисной программой. Правительство должно было в короткий период времени сбалансировать ежемесячный бюджет с доходами к 1 ноября 25 млрд. рублей при расходах на уровне 23 млрд. рублей.
Виртуальная экономика
Для того, чтобы понять весь масштаб бедствия на начало августа 1998 года, придется погрузиться в краткий экономический анализ второй половины 90-х годов. В 1998 году резко упали цены на нефть, газ, сырьё, всё, что составляло основу платежного баланса. Средняя цена нефти летом 98 года колебалась на уровне 12 долларов за баррель. В стране сформировался отрицательный платежный баланс: от экспорта поступало выручки меньше, чем тратилось на импорт. К концу 90-х в стране была построена долговая экономика. Год за годом бюджет страны был из разряда фантастики, расходы превышали доходы. Зарубежные аналитики впрямую называли экономику России "виртуальной".
16 июня 1998 года вышла статья американских экспертов Клиффорда Гадди и Барри Икеса "Виртуальная экономика России", где был поставлен неутешительный диагноз и прогноз: "выйти из кризиса с чьей-то помощью уже не получится". Виртуальная экономика была "построена на иллюзорном представлении практически обо всех важнейших экономических параметрах - ценах, объемах продаж, зарплате, налогах и бюджете". Никто никому не платил в срок; в расчетах между предприятиями, как и по налоговым зачетам, бартер составлял от 50 до 80%. Зарплата, налоги, пенсионные взносы начислялись, но не выплачивались. Расчеты зависели от формы оплаты, дисконт по оплате "живыми деньгами" составлял до 70% процентов, наличные денежные платежи были привязаны к курсу доллара. Виртуальные цены определяли виртуальные доходы, виртуальные налоги, виртуальный бюджет, виртуальную страну.
Правительство переоценивало влияние монетарной политики на формирование "правильного рыночного поведения". Предприятия, которые 7 лет назад были неотъемлемой частью "планового народного хозяйства", продолжали и дальше активно использовать бартерные схемы, не создавая, а вычитая добавленную стоимость. На микроуровне часть предприятий были вовлечены в непростой процесс перераспределения собственности на пути формирования промышленно-финансовых групп, другая часть, так называемых неликвидных активов, пытались выживать. Как тогда грустно шутили, кто-то ворует с завода, кто-то для завода, кто-то с убытков, но никто из прибыли... Больше всего от такой виртуальной экономики страдало население, часть которого получало зарплату бартером, а бюджетники и пенсионеры получали минимальную зарплату и пенсии с колоссальными задержками. В 1997 году статистика фиксировала незначительный рост производства в 2%, порождая завышенные ожидания. За семь лет реформ люди устали ждать, уже пора получать результаты. Но в реальности картина только ухудшалась.
В стране было 2 высокодоходных бизнеса - игра на рынке Государственных краткосрочных обязательств (ГКО) и всевозможного рода взаимозачеты. Многие региональные администрации предпочитали вместо кредитования промышленности вкладывать средства специальных внебюджетных фондов в ГКО. Аналогично поступали коммерческие банки, которые фактически перестали выдавать кредиты на производство. Рынок ГКО стянул на себя всю финансовую активность. Можно было ничего не делать, ничего не производить, а просто стричь высокодоходные купоны. Безусловно, на первом этапе развития рынка ГКО до 1996 года он способствовал стабилизации финансовой сферы: снижению инфляции, стабилизации обменного курса рубля, развитию банковской системы через привлечение сбережений населения и свободных средств предприятий. Но любое лекарство при чрезмерном употреблении рано или поздно наносит непоправимый ущерб.
1996 - год выборов, 1997 - год иллюзий, 1998 - год расплаты
Главными факторами экономической и политической стабильности тех лет были сдерживание инфляции и удержание стабильного курса рубля. В мае 1995 года инфляция в годовом исчислении составляла 200% годовых, к маю 1998 она снизилась до 7,5 %. Но в условиях хронического бюджетного дефицита долговой экономики стабильность была иллюзорной.
Дефицит бюджета можно сократить тремя способами: либо путем эмиссии, либо за счет заимствований на внутреннем и внешнем рынке, либо самым варварским способом не выплачивая вовремя бюджетные расходы. В середине 1995 года для сдерживания инфляции Центральный Банк России и правительство отказались от финансирования бюджетного дефицита за счет эмиссионных источников и было принято решение о развитии рынка государственного внутреннего долга.
За 1996 выборный год внутренний долг вырос в 3 раза: с 52,2 млрд. рублей в ценах размещения на 1 января 1996 года до 237 млрд. рублей на 1 января 2007 года. В 1997 внутренний долг вырос ещё на 152 млрд. рублей и на 1 января 2008 года составил 384,9 млрд. рублей. За 8 месяцев 1998 года внутренний долг увеличился по номинальной стоимости на 1,4% или на 5,4 млрд. рублей и на 1 сентября 1998 года составил 390,3 млрд. рублей. Таким образом, объем внутреннего долга в 1998 году практически не увеличился, но обслуживать накопленный долг было всё сложнее.
Структура вложений
К концу 1995 года внутренние ресурсы для развития рынка ГКО были исчерпаны. Минфин привлекал с рынка больше средств, чем было депозитов населения на счетах в коммерческих банках, Центральный Банк в несколько раз увеличил свой портфель ГКО. Было принято стратегическое решение о либерализации внутреннего рынка заимствований для иностранных инвесторов. Начиная с февраля 1996 года внешние инвесторы были допущены на первичные аукционы, с августа - на вторичные торги по государственным ценным бумагам. До 1 января 1998 года Центральный Банк регулировал доходность по ГКО иностранных инвесторов на уровне 12 - 15% годовых в иностранной валюте, заключая обязательные форвардные контракты на поставку валюты.
Мировой финансовый кризис осени 1997 года практически не сказался на уровне вложений иностранных инвесторов в российские долговые обязательства: в октябре совокупный портфель внешних инвесторов увеличился на 1 млрд., в ноябре сократился на 2 млрд. и в декабре увеличился на 1 млрд. долларов. Но российский рынок долговых обязательств был рассчитан не на удержание, а на значительное увеличение доли внешних инвесторов при относительно низкой доходности в пересчете на иностранную валюту в 15% годовых. Международный финансовый кризис не столько сократил долю иностранных инвесторов на рынке внутреннего долга России, сколько сказался на повышении доходности по ГКО и формировании девальвационных ожиданий.
Осенью 1997 года российские коммерческие банки под воздействием Азиатского кризиса сократили на 3 млрд. долларов свой совокупный портфель ГКО, переводя эти и другие активы в валюту. Это в свою очередь привело к массированным валютным интервенциям Центрального Банка. Так, интервенции Центрального Банка на валютном рынке в ноябре 1997 года составили 6 млрд. долларов. Это сопоставимо с интервенциями в августе 1998 года, когда было направлено 5,3 млрд. долларов на удержание курса рубля.
По итогам тех событий в ноябре 1997 года ЦБ России объявил о введении плоского валютного коридора на 3 года и отмене обязательных форвардных контрактов на поставку иностранной валюты, одновременно было предоставлено право Российским коммерческим банкам хеджировать валютные риски иностранных инвесторов. Следующим принципиальным шагом был отказ Центрального Банка в январе 1998 года от увеличения доли на рынке ГКО, сведя до минимума участие в регулирование доходности по ГКО. Фактически ЦБ заявил о своих приоритетах - поддержании стабильного обменного курса рубля и снижении инфляции.
Так к началу 1998 года усугубились противоречия в финансовой политике Центрального Банка и Минфина России. Для Минфина России приоритетом являлось финансирование дефицита бюджета за счет регулирования рынка государственных долговых обязательств при минимальной доходности, а задачами Центрального Банка были минимизация собственного портфеля госбумаг и поддержания сравнительно высокой доходности ГКО для снижения спроса на иностранную валюту. Тенденции сокращения портфеля ГКО российскими коммерческими банками и увеличения валютных обязательств сохранялись до сентября 1998 года. В июле - августе 1998 года колебания средневзвешенной доходности на рынке ГКО были на уровне 50 до 90% годовых, которые усугублялись девальвационными ожиданиями.
Валютный рынок
После открытия рынка внутреннего долга для внешних инвесторов связь между рынком ГКО и валютным рынком приобрела принципиальное значение, эти рынки стали воздействовать на фундаментальные экономические показатели и финансовый сектор. Приток внешних инвесторов не сопровождался ростом валютных резервов ЦБ РФ. Динамика золотовалютных резервов в 1998 году была не утешительна.
Динамика золотовалютных резервов РФ в 1998 г., млрд. долл .
01/01/98 | 01/04/98 | 01/07/98 | 01/10/98 | 01/01/99 | |
Золотовалютные резервы РФ | 17.8 | 16.9 | 16.2 | 12.7 | 12.2 |
Золотовалютные резервы ЦБ РФ | 17.2 | 15.9 | 15 | 12.6 | 12.1 |
в том числе: | |||||
валютные резервы | 12.5 | 11 | 10.1 | 8.8 | 7.7 |
К августу 1998 года портфель иностранных инвесторов в пересчете по рыночной стоимости ГКО составлял 17 млрд. долларов при валютных резервах ЦБ России на уровне 10 - 11 млрд. долларов.
То, что "запас плавучести" государственной экономики был мизерным, свидетельствуют следующие факты: В 1997 году по экспертным оценкам коммерческие банки привлекли 10 млрд. долларов синдицированных кредитов, которые должны были возвращать во второй половине 1998 года. Российские предприятия получили кредитов на сумму от 25 до 35 млрд. долларов. Ежегодный спрос населения на иностранную валюту оценивался на уровне 33 млрд. долларов. Колоссальные обязательства российских коммерческих банков перед по форвардным и фьючерсным контрактам на поставку валюты также делали крайне уязвимой банковскую систему. Любое проявление нестабильности грозило многократной девальвацией и крахом банковской системы.
Страна должна жить по средствам
Эти цифры были не только у правительства Кириенко, но и у иностранных и российских инвесторов, которые с весны 1998 года предпочитали выводить активы под любым предлогом. Неутешительные макроэкономические показатели не были уникальными для развивающихся рынков. Внешние инвесторы понимали высокие риски, но не понимали, почему даже в экстренной ситуации российские власти не могут договориться и принять антикризисную программу действий. По оценкам западных инвесторов, экономическая ситуация в России была лучше, чем в Бразилии, переживавшей в те времена похожий кризис. Понимали инвесторы и то, что предложенная новым российским правительством экономическая программа лучше, чем аналогичный бразильский вариант. Hо в Бразилии, когда президент приехал с проектом экономической программы в парламент, все депутаты за пятнадцать минут проголосовали "за!", а потом дружно спели национальный гимн. В России ситуация развивалась с точностью наоборот.
В конце июля 1998 года Государственная Дума отказалась проголосовать за антикризисную программу правительства Кириенко. В частных беседах депутаты признавали, что экстренные меры необходимы, но никто не хотел голосовать за непопулярные решения накануне выборов 1999 года. Было много желающих спекулировать в предкризисной ситуации. Утром депутаты отказывались голосовать за антикризисную программу (в которой в том числе был законопроект о гарантировании вкладов населения в коммерческих банках), вечером в эфире призывали досрочно забирать вклады из банков.
В конечном итоге было принято политическое решение реализовывать антикризисную программу через указы президента, что и было сделано. Правительство явно и осознанно превысило свои полномочия, беря всю полноту ответственности на себя. Но предложенные меры антикризисной программы носили среднесрочный характер. Уже в августе было очевидно, что пора принимать меры экстренного характера.
Ситуация на конце лета 1998 года была следующей:
Без реструктуризации ГКО до конца 1998 г. государству необходимо было выплатить 122.6 млрд. руб., или около 20 млрд. долл.;
Доля иностранных инвесторов на рынке ГКО составляла 17 млрд. долларов,
Обязательства по внешним кредитам коммерческих банков и предприятий составляли 35 - 45 млрд. долларов,
Рынок срочных контрактов на поставку валюты оценивался в десятки млрд. долларов,
Страна оказалась в ситуации нестабильности банковской системы. Часть так называемых системообразующих банков была банкротом к 1 августа 1998 года.
Хирургическая операция
Знаменитый меморандум 17 августа стал экстренной мерой, готовился в обстановке строжайшей секретности в выходные, когда не было торгов на валютно-фондовых биржах. Совместное заявление правительства Сергея Кириенко и Центрального Банка включало три составляющие: реструктуризацию обязательств по ГКО, расширение валютного коридора до конца 1998 года до 9,5 рублей за доллар, ограничение на валютнообменные операции нерезидентов капитального характера. Если в нормальных условиях регулирование валютного рынка и рынка внутреннего госдолга могло компенсировать нестабильность и доходность друг друга, то в кризисной ситуации атаки на валютном рынке сопровождались всплеском доходности на рынке заимствований (от 90 до 120 % годовых в августе 1998 года). Правительство Кириенко и Центральный банк приняли комплекс мер, четко понимая связь валютного рынка и рынка ГКО.
Первая реакция валютного рынка на антикризисные меры была спокойной. Курс доллара за неделю с 18 августа по 22 августа вырос всего на 60 копеек с 6 руб.43 коп. до 7 руб. 05 коп. Рынок сигнализировал: решения правительства были ожидаемы и понятны. Переговоры с инвесторами 20 августа 1998 года проходили в спокойной обстановке. Было полное взаимопонимание в части, касающейся необходимости реструктуризации рынка ГКО и внешних кредитов. Инвесторам было важно увидеть, что реструктуризация необходима, достаточна и равноправна. Последовали неожиданные предложения от западных коммерческих банков новых внешних займов для стабилизации Российской финансовой системы.
Противоположная ситуация складывалась в российской банковской среде. Российские крупные банки продолжали спекулировать на кризисе, требовали государственной поддержки и отказывались возвращать депозиты населению и предприятиям, ссылаясь на решения правительства о реструктуризации рынка ГКО. Требования были тем более странными, что доля ГКО в активах коммерческих банков к тому времени была мизерной. По данным, озвученным В.В.Геращенко осенью 98 года, доля ГКО в активах пятидесяти крупнейших российских банков (за исключением Сбербанка России) составляла всего 7% при доле валютных обязательств - больше 50%. Ни у "Российского кредита", ни у "СБС - Агро", ни у " Инкомбанка " к середине августа не было никаких ГКО. Фактически эти банки были банкротами уже к 1 августа 1998 года. ГКО были либо проданы, либо заложены по кредитам.
Вот, новый поворот ...
Конец августа - начало сентября 1998 года было самым тяжелым временем российской экономики и финансовой системы. Но такова была плата за политическую нестабильность. 23 августа 1998 года правительство Кириенко было отправлено в отставку, исполняющим обязанности премьер-министра был назначен Виктор Черномырдин с официальной мотивацией "сегодня нужны те, кого принято называть "тяжеловесами".
10 сентября была внесена в Думу кандидатура на должность главы правительства Е.М.Примакова, который был утвержден 11 сентября 1998 года.
То, как рынок реагировал на политические решения, наглядно демонстрирует динамика курса доллара. До 25 августа - момента отставки правительства - доллар реагировал на новые правила игры небольшим ростом. В целом рынок сигнализировал - новые правила понятны и прогнозируемы. Резкий крен случился сразу после объявления об отставке правительства и внесения кандидатуры Черномырдина.
Курс доллара США
руб. | ||
15.08.1998 | 6.29 | |
18.08.1998 | 6.43 | Меморандум правительства С.В.Кириенко |
19.08.1998 | 6.885 | |
20.08.1998 | 6.99 | Встреча с инвесторами правительства С.В.Кириенко |
21.08.1998 | 6.995 | |
22.08.1998 | 7.005 | |
25.08.1998 | 7.14 | Отставка правительства Кириенко, внесение кандидатуры на должность Премьер-министра В.С.Черномырдина |
26.08.1998 | 7.86 | |
27.08.1998 | 7.86 | |
28.08.1998 | 7.86 | |
29.08.1998 | 7.905 | |
01.09.1998 | 9.3301 | Дума проголосовала против кандидатуры В.С.Черномырдина |
02.09.1998 | 10.8833 | |
03.09.1998 | 12.8198 | |
04.09.1998 | 13.4608 | |
05.09.1998 | 16.99 | |
08.09.1998 | 18.9 | Дума проголосовала повторно против кандидатуры В.С.Черномырдина |
09.09.1998 | 20.825 | |
10.09.1998 | 15.7724 | Внесена кандидатура Е.М.Примакова на должность Премьер-министра |
11.09.1998 | 12.8749 | Утверждение Е.М. Примакова и назначение В.В.Геращенко на должность главы Центробанка |
Новое правительство реализовало худший сценарий, решения от 17 августа были не отменены и не доведены до конца. Политическая нестабильность привела к значительной девальвации уже в сентябре 1998 года. Новый Глава Центробанка заявил об управляемой эмиссии, что немедленно привело к инфляции в сотни процентов (в сентябре 1998 года - 400%, в декабре - 256%) и многократной девальвации (почти в 4 раза в ноябре 1998 года).
Переговоры по реструктуризации внутреннего долга были отложены на несколько месяцев, и запомнились дефолтом рынка ГКО. Вместе с тем правительство Евгения Примакова существенно сократило расходы федерального бюджета по обслуживанию внутреннего долга (на 120 млрд. руб.), что позволило финансировать другие бюджетные обязательства по зарплатам и пенсиям.
Правительственные решения от 17 августа 1998 года позволили на некоторое время отсрочить выплаты по внешним кредитам российских банков и предприятий на десятки млрд. долларов. Снижение реального курса рубля, благоприятная внешняя конъюнктура, низкие цены на продукцию естественных монополий позволили отечественным производителям получить некоторые преимущества на Российской рынке. После фактического закрытия рынка ГКО Банки стали постепенно возобновлять кредитование производства.
Вина за решения 17 августа была возложена на антикризисного управляющего Сергея Кириенко, который за 4 месяца не смог изменить ситуацию. Справедливости ради надо сказать, что 95% антикризисных мер разработанных правительством Сергея Кириенко были реализованы правительством Е.М.Примакова, С.В. Степашина и затем Владимира Владимировича Путина. Это было сделано значительно позже, когда была достигнута политическая и макроэкономическая стабильность.