Что такое кластер и кластерная политика. Кластерная теория экономического развития. портал информационной поддержки малого и среднего производственного бизнеса. Результаты исследования и их обсуждение
В статье проанализированы тенденции кластерного развития в России и зарубежных странах, приведены особенности кластерного подхода в формировании инновационной экономики, обоснованы факторы, стимулирующие образование кластерных структур, приведена динамика формирования кластеров в экономике зарубежных стран. На основе анализа факторов возникновения и развития кластеров выявлены модели кластеризации экономики. Рассмотрена кластеризация экономик зарубежных стран, приведены особенности развития кластерной политики в странах Европы и Азии. Рассмотрена роль государства в формировании кластеров, проанализированы типы государственной политики, поддерживающей развитие кластерных образований. Рассмотрены особенности государственной политики формирования кластеров в России. Проанализированы основные нормативно-правовые акты, поддерживающие развитие кластеров и направленные на инновационное развитие страны в целом. Приведены инструменты государственной поддержки кластерных инициатив. Обоснована важнейшая роль государства в развитии кластеров в России.
кластерные образования
политика кластеризации
государственное участие
кластерные инициативы
инновационное развитие
факторный анализ
модели кластеризации
особенности государственной политики
инструменты государственной поддержки
1. Абашкин В.Л., Бояров А.Д., Куценко Е.С. Кластерная политика в России: от теории к практике // Форсайт. – 2012. –№ 3. – С. 16.
2. Куценко Е.С. Региональная кластерная стратегия: маневрируя между правилами рынка и государства // Форсайт. – 2012. –№ 3. – С. 8.
3. Ленчук Е.Б., Власкин Г.А. Кластерный подход в стратегии инновационного развития зарубежных стран. – Режим доступа: // www.km.ru
4. Меркушева И.С., Несмачных О.В., Литовченко В.В. Формирование и реализация стратегии организации на основе сценарного подхода// Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 5. – С. 122–124.
5. Несмачных О.В., Литовченко В.В. Природа возникновения синергетического эффекта в промышленном кластере и оценка его воздействия // Научное обозрение. Серия 1: Экономика и право. – 2014.– № 1.– С.27–35.
6. Gabor Bekes Clusters, Science Parks and Regional Development (Strategies and Policies in Hungary). Presentation at UNECT TOS–ICP Geneva 14 February, 2008.
7. Powerful dusters: Main Drivers of Europe’s Competitiveness (пер. автора). Brussels, 17 October 2008 –URL: http://ec.europa.eu/enterprise/innovation/index_en.htm
Современные условия функционирования компаний в информационной экономике предполагают в качестве основы конкурентных преимуществ использовать нематериальные активы, интеллектуальный капитал и инновационные факторы как базовый источник экономического роста. В качестве интегрального решения этой проблемы необходимо использовать систему взаимодействия государства, бизнеса, науки и образования, важнейшим инструментом которой является кластерный подход.
Кластерная политика выступает катализатором для усиления взаимодействия участников производственно-экономического процесса и концентрируется на решении острых проблем экономики:
- развитие и поддержание конкуренции является основной задачей при проведении кластерной политики;
- особое внимание уделяется развитию кооперационных связей между малыми и средними предприятиями региона для повышения общей производительности труда;
- организация взаимодействия между промышленными предприятиями, научными центрами и образовательными учреждениями создает благоприятные условия для повышения инновационности производства и обеспечения непрерывного инновационного процесса на предприятиях отрасли;
- кластерная политика рассматривает развитие промышленного и инновационного потенциала малых и средних предприятий как основу формирования конкурентоспособных региональных кластеров.
Мировая практика свидетельствует, что в последние два десятилетия процесс формирования кластеров происходил довольно активно. В целом, по оценке экспертов, к настоящему времени кластеризацией охвачено около 50 % экономик ведущих стран мира (рис. 1):
Рис. 1. Кластеризация экономик зарубежных стран
В США в рамках кластеров работает более половины предприятий, а доля ВВП, производимого в них, превысила 60 %. В ЕС насчитывается свыше 2 тыс. кластеров, в которых занято 38 % его рабочей силы .
Довольно развиты кластерные образования в промышленности Дании, Финляндии, Норвегии и Швеции. Промышленные предприятия Финляндии являются одними из самых конкурентоспособных в мире с начала XXI века и занимают ведущие места в мировых рейтингах благодаря политике кластеризации промышленности. Кластеры обеспечивают высокую производительность, поэтому Финляндия покрывает 10 % мирового экспорта продуктов деревообрабатывающей промышленности и 25 % целлюлозно-бумажной продукции. Самыми первыми и наиболее успешными кластерными образованиями стали объединения на рынке телефонов и мобильной связи. Доля экспортного рынка Финляндии в сфере мобильной связи составляет 30 %, а экспорт мобильных телефонов - 40 % во всем мире.
Кластерные образования в Италии обеспечивают 43 % населения работой и покрывают 30 % объема национального экспорта. В других европейских странах кластеры появляются повсеместно: в Германии успешно работают химический и машиностроительный кластеры, во Франции произошла кластеризация производства продуктов питания и косметики.
Так же, как и Европа, Азия проводит кластерную политику с целью повышения промышленного и инновационного потенциала национальной экономики. Так, например, в Сингапуре формируется кластер в сфере нефтехимии, в Японии сформирован крупнейший автомобилестроительный кластер, в Китае сформировано более 60 особых зон, предназначенных для формирования кластерных образований в различных областях промышленности, обеспечивающих средний уровень продаж на сумму около 200 млрд. долл. в год .
При реализации кластерных инициатив большое значение имеет участие государства с точки зрения организации, инициации и финансирования проектов создания и развития кластеров. При этом финансирование реализуется на основе жесткого конкурсного отбора самых лучших проектов из всех представленных на конкурс. Помимо государства в финансировании и организации проектов создания кластеров могут участвовать различные международные организации, университеты, бизнес. Например, во Франции существует Национальное агентство планирования DATAR, в США - Национальный совет по конкурентоспособности, в Великобритании - программа кооперации LINK .
Рис. 2. Инициирование и финансирование кластерных потоков в развитых странах
Анализируя примеры реализации кластерной политики за рубежом, можно выделить несколько моделей кластеров:
- европейская модель предполагает концентрацию конкурирующих компаний в пределах одной географической области, которые выпускают дифференцированный продукт и формируют особую производственную и сбытовую стратегию в пределах кластера и за его пределами;
- североамериканская модель кластеризации объединяет ряд отраслевых компаний по принципу территориальной специализации;
- насаждение кластеризации и высокая роль государства характерны для азиатской модели, которая предполагает вертикальную интеграцию и специализацию предприятий в пределах одной географической области;
- для японской модели кластеризации характерна концентрация малых и средних предприятий вокруг крупной компании-монополиста. Промышленные связи предполагают вертикальную и горизонтальную интеграцию в условиях конкуренции между мелкими компаниями за право поставки.
В России образование кластеров идет в большей степени по третьей модели, учитывая инициирование кластерных инициатив со стороны государства, проведение политики кластеризации и финансирование кластерных проектов .
Существует четыре вида кластерной политики, которые классифицируют в зависимости от степени участия государства в процессе кластеризации :
- Каталитический тип политики предполагает посредническую роль государства в организации кластерных образований и ограниченную финансовую поддержку, которая, как правило, реализуется в виде совместного финансирования проектов или косвенного бюджетного финансирования.
- Поддерживающий тип политики характеризует участие государства на протяжении длительного периода или большей части жизненного цикла кластера. Государство участвует в финансировании проектов, развитии инфраструктуры региона, осуществляет контроль эффективности кластерных образований и их влияние на экономику региона.
- Директивный тип политики характеризует еще более глубокое участие государства в кластеризации региона, предполагающее структурные перестройки в экономике отрасли или региона, стимулирование развития отдельных секторов экономики, достижение сбалансированности в экономическом развитии региона.
- Интервенционистский тип политики характеризует участие государства в формировании и функционировании кластера через ГЧП, совместные проекты с малым и средним бизнесом, осуществление грантовой поддержки, субсидий и т.п. с целью формирования специализации региона.
Особенностью развития кластерной политики в России является ее директивный характер, направляющий и регулирующий формирование кластеров в определенных отраслях на всех уровнях государственной власти. Российской экономике присущи и территориально-производственные комплексы, финансируемые федеральными и региональными органами власти, и пространственные кластеры, и кластерные инициативы .
Основополагающим документом, прописывающим рамки кластерной политики, является «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года». Одним из ключевых условий модернизации экономики и реализации конкурентного потенциала регионов обозначено создание сети территориально-производственных кластеров. Предусматривается формирование двух типов кластеров - инновационных высокотехнологичных (в урбанизированных регионах) и территориально-производственных, ориентированных на перестройку промышленности с использованием высоких технологий.
На необходимости поддержки кластерных инициатив акцентирует внимание и «Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года». Предполагается, что формирование территорий инновационного развития и инновационных кластеров будет способствовать активизации новаторской деятельности. На первом этапе (2011-2013 гг.) проводятся пилотные проекты по отработке механизмов поддержки кластерных инициатив. Развитие кластеров будет стимулироваться софинансированием из федерального бюджета региональных программ содействия малому бизнесу и дополнительной поддержкой регионов, активно инвестирующих в создание своей инновационной системы.
Поддержка институционального развития предполагает стимулирование инновационного процесса, поддержку инноваций и осуществление коммерциализации инноваций, осуществление консультационных услуг, участие государства в прогнозировании основных рыночных показателей региона, а также участие в подготовке необходимых предприятиям кадров.
Обеспечение высокой конкурентоспособности осуществляется за счет прямого и косвенного бюджетного финансирования кластерных проектов, грантовой поддержки инновационных исследований, создания особых экономических зон, а также осуществления совместных государственно-частных проектов развития кластеров.
Кроме того, следует указать ряд причин, по которым участие государства в формировании и развитии кластеров в России становится необходимым условием успешной кластерной политики:
- Большая территория и необходимость согласования действий различных кластеров в межрегиональном пространстве. Деятельность кластеров требует кооперации с органами местной, региональной и федеральной власти, согласования стратегии развития кластеров с региональной политикой и т.п.
- Кооперация предприятий малого и среднего бизнеса с более крупными промышленными корпорациями и научными центрами основана пока только на хозяйственных связях в пределах цепочки производственного процесса. Необходимость инновационной деятельности осознают все члены кластера, однако из-за высоких рисков вложения денег в инновации крупные корпорации и другие члены кластера неохотно спонсируют инновационные проекты. Для активизации инвестиционной деятельности необходима государственная поддержка не только в сфере финансирования, но и в сфере пропаганды, популяризации инновационного производства, которое обеспечивается с помощью проведения различных конкурсов на лучшее изобретение, лучшего молодого ученного и т.п., обеспечении грантовой поддержки инновационных исследований, популяризации новых изобретений в СМИ.
- Кластерные инициативы основаны в большей степени на поддержке малого и среднего бизнеса в структуре кластера. Для того чтобы обеспечить благоприятные условия для успешных start up, необходимо организовать целую инфраструктуру, состоящую из бизнес-инкубаторов, технопарков, свободных экономических зон, налоговых каникул и т.д., которую могут создать только федеральные и региональные органы власти. Без развития подобной инфраструктуры малый и средний бизнес не будет развиваться в нашей стране, поэтому роль государства в данной сфере кластерной политики неоценима.
- Важнейшей особенностью, мешающей развитию кластеров, является недоверие со стороны бизнеса к другим участникам кластера, государственным органам, что обусловлено низкой степенью информационной открытости рынка. Со стороны государства необходима популяризация информационной открытости и добросовестной конкуренции. Создание определенной культуры ведения бизнеса в России возможно также с помощью ужесточения мер наказания за экономические преступления и промышленный шпионаж, ликвидации многочисленных слабых мест в законодательстве, которые дают возможность недобросовестным бизнесменам интерпретировать закон в свою пользу.
Таким образом, активное участие государства в формировании и развитии кластеров в нашей стране играет очень важную роль в кластерной политике и экономике государства в целом.
Рецензенты:
Осипов С.Л., д.э.н., профессор кафедры «Финансы и кредит» Дальневосточного института-филиала ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», г. Хабаровск;
Симоненко Н.Н., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой «Экономика и финансы» ФГБОУ ВПО «КнАГТУ», г. Комсомольск-на-Амуре.
Работа поступила в редакцию 04.06.2014.
Библиографическая ссылка
Несмачных О.В., Литовченко В.В. КЛАСТЕРНАЯ ПОЛИТИКА В СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 9-1. – С. 162-165;URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=34662 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
Регионов, предприятий, входящих в кластер, развитие институтов, стимулирующих формирование кластеров, а также обеспечивающих внедрение инноваций .
Кластерная политика страны или региона может быть представлена как согласованные меры поддержки портфеля кластерных инициатив , оптимизируемых с точки зрения эффектов и рисков от его реализации.
Различают государственную кластерную политику, региональные кластерные политики и отраслевые кластерные политики.
Обычно кластерная политика рассматривается как альтернатива препятствующих конкуренции мер традиционной «промышленной политики», в рамках которой осуществляется поддержка конкретных предприятий или отраслей.
В Российской Федерации элементы кластерной политики заложены в Концепции долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года .
Государственная координация кластерной политики
За формирование и реализацию кластерной политики Российской Федерации, координацию органов исполнительной власти в этом вопросе, формирование мер государственной поддержки отвечает Министерство экономического развития Российской Федерации . На региональном уровне кластерная политика формулируется в рамках стратегии федеральных округов и субъектов российской федерации и реализуется региональными органами исполнительной власти и центрами кластерного развития . За разработку и реализацию кластерной политики в отраслях отвечают профильные министерства (Минсельхоз России, Минпром России и пр.). С 2010 года в России реализуются меры государственной поддержки центров кластерного развития . В 2012 году Правительство России сформировало перечень инновационных территориальных кластеров , которым будет предоставлена государственная поддержка. Кластерный подход используется при формировании государственных программ, стратегий федеральных округов, стратегий субъектов Российской Федерации.
Направления кластерной политики
Основными направлениями кластерной политики являются:
Критика
Критики кластерной политики указывают на то, что:
- концентрация производства на данной территории в рамках кластера уменьшает устойчивость региональной экономики, снижая её диверсифицированность;
- преобладание на данной территории занятых в кластере понижает инновационность, так как она во многом является следствием соприкосновения людей, обладающих существенно отличающимися знаниями и опытом; противоположный подход порождает самовоспроизводящееся групповое мышление , воспроизводство старых идей, стереотипов и подходов;
- стимулирование кластерообразования является такой же субсидией, как и традиционные меры промышленной политики.
Кластеры России
Известный еще с советского времени автомобильный кластер расположен в Самарской области автомобильный кластер Самара-Тольятти .
Другим примером успешно развивающегося кластера является Калуга, где активно развивается кластер по производству автомобилей и автокомпонентов, ядром которого являются компании Volkswagen, Volvo Truck, альянс PeugeotCitroen и Mitsubishi Motors.
Кластерная политика за рубежом
В странах ЕС реализуется множество проектов, направленных на развитие кластерной политики. Например, Европейская кластерная обсерватория , нацелена на выявление кластеров в Европе и их анализ.
См. также
Напишите отзыв о статье "Кластерная политика"
Примечания
Ссылки
Отрывок, характеризующий Кластерная политика
– В какой же комитет передана записка? – спросил князь Андрей.– В комитет о воинском уставе, и мною представлено о зачислении вашего благородия в члены. Только без жалованья.
Князь Андрей улыбнулся.
– Я и не желаю.
– Без жалованья членом, – повторил Аракчеев. – Имею честь. Эй, зови! Кто еще? – крикнул он, кланяясь князю Андрею.
Ожидая уведомления о зачислении его в члены комитета, князь Андрей возобновил старые знакомства особенно с теми лицами, которые, он знал, были в силе и могли быть нужны ему. Он испытывал теперь в Петербурге чувство, подобное тому, какое он испытывал накануне сражения, когда его томило беспокойное любопытство и непреодолимо тянуло в высшие сферы, туда, где готовилось будущее, от которого зависели судьбы миллионов. Он чувствовал по озлоблению стариков, по любопытству непосвященных, по сдержанности посвященных, по торопливости, озабоченности всех, по бесчисленному количеству комитетов, комиссий, о существовании которых он вновь узнавал каждый день, что теперь, в 1809 м году, готовилось здесь, в Петербурге, какое то огромное гражданское сражение, которого главнокомандующим было неизвестное ему, таинственное и представлявшееся ему гениальным, лицо – Сперанский. И самое ему смутно известное дело преобразования, и Сперанский – главный деятель, начинали так страстно интересовать его, что дело воинского устава очень скоро стало переходить в сознании его на второстепенное место.
Князь Андрей находился в одном из самых выгодных положений для того, чтобы быть хорошо принятым во все самые разнообразные и высшие круги тогдашнего петербургского общества. Партия преобразователей радушно принимала и заманивала его, во первых потому, что он имел репутацию ума и большой начитанности, во вторых потому, что он своим отпущением крестьян на волю сделал уже себе репутацию либерала. Партия стариков недовольных, прямо как к сыну своего отца, обращалась к нему за сочувствием, осуждая преобразования. Женское общество, свет, радушно принимали его, потому что он был жених, богатый и знатный, и почти новое лицо с ореолом романической истории о его мнимой смерти и трагической кончине жены. Кроме того, общий голос о нем всех, которые знали его прежде, был тот, что он много переменился к лучшему в эти пять лет, смягчился и возмужал, что не было в нем прежнего притворства, гордости и насмешливости, и было то спокойствие, которое приобретается годами. О нем заговорили, им интересовались и все желали его видеть.
На другой день после посещения графа Аракчеева князь Андрей был вечером у графа Кочубея. Он рассказал графу свое свидание с Силой Андреичем (Кочубей так называл Аракчеева с той же неопределенной над чем то насмешкой, которую заметил князь Андрей в приемной военного министра).
– Mon cher, [Дорогой мой,] даже в этом деле вы не минуете Михаил Михайловича. C"est le grand faiseur. [Всё делается им.] Я скажу ему. Он обещался приехать вечером…
– Какое же дело Сперанскому до военных уставов? – спросил князь Андрей.
Кочубей, улыбнувшись, покачал головой, как бы удивляясь наивности Болконского.
– Мы с ним говорили про вас на днях, – продолжал Кочубей, – о ваших вольных хлебопашцах…
– Да, это вы, князь, отпустили своих мужиков? – сказал Екатерининский старик, презрительно обернувшись на Болконского.
– Маленькое именье ничего не приносило дохода, – отвечал Болконский, чтобы напрасно не раздражать старика, стараясь смягчить перед ним свой поступок.
– Vous craignez d"etre en retard, [Боитесь опоздать,] – сказал старик, глядя на Кочубея.
– Я одного не понимаю, – продолжал старик – кто будет землю пахать, коли им волю дать? Легко законы писать, а управлять трудно. Всё равно как теперь, я вас спрашиваю, граф, кто будет начальником палат, когда всем экзамены держать?
– Те, кто выдержат экзамены, я думаю, – отвечал Кочубей, закидывая ногу на ногу и оглядываясь.
– Вот у меня служит Пряничников, славный человек, золото человек, а ему 60 лет, разве он пойдет на экзамены?…
– Да, это затруднительно, понеже образование весьма мало распространено, но… – Граф Кочубей не договорил, он поднялся и, взяв за руку князя Андрея, пошел навстречу входящему высокому, лысому, белокурому человеку, лет сорока, с большим открытым лбом и необычайной, странной белизной продолговатого лица. На вошедшем был синий фрак, крест на шее и звезда на левой стороне груди. Это был Сперанский. Князь Андрей тотчас узнал его и в душе его что то дрогнуло, как это бывает в важные минуты жизни. Было ли это уважение, зависть, ожидание – он не знал. Вся фигура Сперанского имела особенный тип, по которому сейчас можно было узнать его. Ни у кого из того общества, в котором жил князь Андрей, он не видал этого спокойствия и самоуверенности неловких и тупых движений, ни у кого он не видал такого твердого и вместе мягкого взгляда полузакрытых и несколько влажных глаз, не видал такой твердости ничего незначащей улыбки, такого тонкого, ровного, тихого голоса, и, главное, такой нежной белизны лица и особенно рук, несколько широких, но необыкновенно пухлых, нежных и белых. Такую белизну и нежность лица князь Андрей видал только у солдат, долго пробывших в госпитале. Это был Сперанский, государственный секретарь, докладчик государя и спутник его в Эрфурте, где он не раз виделся и говорил с Наполеоном.
Сперанский не перебегал глазами с одного лица на другое, как это невольно делается при входе в большое общество, и не торопился говорить. Он говорил тихо, с уверенностью, что будут слушать его, и смотрел только на то лицо, с которым говорил.
Князь Андрей особенно внимательно следил за каждым словом и движением Сперанского. Как это бывает с людьми, особенно с теми, которые строго судят своих ближних, князь Андрей, встречаясь с новым лицом, особенно с таким, как Сперанский, которого он знал по репутации, всегда ждал найти в нем полное совершенство человеческих достоинств.
Сперанский сказал Кочубею, что жалеет о том, что не мог приехать раньше, потому что его задержали во дворце. Он не сказал, что его задержал государь. И эту аффектацию скромности заметил князь Андрей. Когда Кочубей назвал ему князя Андрея, Сперанский медленно перевел свои глаза на Болконского с той же улыбкой и молча стал смотреть на него.
И. В. Щепкова
КЛАСТЕРНАЯ ПОЛИТИКА КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РЕГИОНА
Отмечается, что кластерная политика сегодня - наиболее действенный инструмент по повышению конкурентоспособности экономики территорий. В мировой практике существует большое разнообразие кластерных политик. Рассматриваются разные подходы к классификации кластерной политики; определяются преимущества кластерной политики при достижении стратегических целей регионов.
Today, cluster policy is the most efficient tool to improve the competitiveness of territory economies. International practice offers a wide range of cluster policies. This article discusses different approaches to classification of cluster policies and emphasizes the advantages of cluster policy for achieving regional strategic goals.
Ключевые слова: кластер, кластерная инициатива, кластерная политика, конкурентоспособность, стратегия развития.
Key words: cluster, cluster initiative, cluster policy, competitiveness, development strategy.
Мировой опыт подтверждает, что основой конкурентоспособности экономики территории выступает кластеризация ее промышленности. Не случайно кластерная политика стала сегодня основой стратегии развития большинства регионов РФ, в том числе Северо-Западного федерального округа (СЗФО), частью которого является Калининградская область.
В числе первоочередных мер по обеспечению реализации Стратегии социально-экономического развития СЗФО на период до 2020 г. было названо создание зон с особыми условиями ведения хозяйственной деятельности, включая территориально-производственные кластеры .
Как отмечалось в стратегии развития Северо-Западного федерального округа, потребность в проведении кластерной политики возникает в секторах и сферах хозяйства со средним уровнем концентрации производства и низкой конкурентоспособностью выпускаемой продукции. К числу потенциальных промышленных кластеров, которые могут быть созданы в СЗФО, были отнесены: автомобилестроение, металлургия, мебельная промышленность, производство стройматериалов, оборудования и машин для жилищно-коммунального хозяйства, медицинского оборудования и фармацевтики, судостроение и радиоэлектроника. При этом отмечалась возможность создания и функционирования различных видов кластеров: межотраслевых и отраслевых; в рамках всего Северо-Запада и локальных; инновационных, образовательных, туристско-рекреационных .
Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2012. Вып. 3. С. 125-129.
Однако следует отметить очень «скромную» роль региона в создании и развитии кластерных групп. Так, в упомянутом стратегическом документе, определяющем развитие всего Северо-Западного федерального округа, названа всего одна кластерная инициатива Калининградской области - туристско-рекреационная. В документе поддерживаются регионально локализованные комплексообразующие связи области, научно-инновационный профиль которых - геоэкологические основы устойчивого развития. При этом основным приоритетом социально-экономического развития самой области - согласно Концепции ее развития - должно стать создание таких кластерных групп, как транспортно-логистическая, пищевая и туристско-рекреационная, за счет которых к 2031 г. предполагается существенное изменение отраслевой структуры выпуска продукции .
Таким образом, налицо несоответствие кластерных инициатив в двух стратегически важных для Калининградского региона документах. Однако важно отметить, что местные власти могут внедрять проекты по созданию и развитию кластеров в регионах, учитывая их специфику. Практически любые проекты (за исключением тех, что были отклонены федеральным правительством) могут быть внедрены властями региона или города на свой страх и риск. Для того чтобы сократить этот риск, необходимо разобраться в том, что представляет собой кластерная политика и какое место в ней занимают местные органы власти.
Различают два основных варианта государственной экономической политики - промышленную и кластерную .
Промышленная политика предполагает развитие экономики через организацию ее структуры - создание и развитие приоритетных отраслей. Узкоотраслевой подход считается недостатком промышленной политики, так как поддерживает интересы отдельных отраслей и приводит к деформации конкуренции. Основными инструментами такой политики выступают субсидии, налоговые льготы, избирательные протекционистские меры.
В отличие от промышленной, кластерная политика направлена на развитие всех существующих хозяйственных агломераций до уровня кластеров, что должно способствовать боле полному раскрытию потенциала региона . При этом основной акцент делается на группы взаимосвязанных отраслей. Кластерная политика основана на плотном взаимодействии бизнеса, органов государственной власти и местного самоуправления, научно-образовательных учреждений. Она должна создавать стимулы для развития и повышения инновационного потенциала экономических субъектов. Основными инструментами этой политики являются:
Кластерные инициативы - программы по стимулированию развития кластеров, которые должны скоординировать усилия их участников по созданию и развитию кластеров в регионе;
Кластерные проекты - инвестиционные проекты, включающие маркетинговые, финансовые и прочие нововведения, направленные на интеграцию и повышение конкурентоспособности участников кластера;
Программы развития кластеров - совокупность кластерных проектов, объединенных общей стратегией .
Таким образом, кластерная политика должна способствовать решению важной задачи - повышению конкурентоспособности российской экономики через развитие конкурентных рынков. Это возможно за счет того, что кластерная политика создает условия для повышения инновационности различных отраслей экономики, а также способствует более быстрому развитию малого и среднего бизнеса. Кроме того, кластерная политика должна стимулировать инициативы на местах и развивать взаимодействие между государством, бизнесом и научным сообществом .
Мировой опыт предлагает различные варианты практической реализации кластерной политики. Например, по роли государства в этом процессе М. Энрайт выделяет следующие виды кластерной политики :
Каталитическая кластерная политика (применяется в 20 % случаях), когда правительство сводит заинтересованные стороны (например, частные компании и исследовательские организации) между собой и обеспечивает ограниченную финансовую поддержку реализации проекта;
Поддерживающая кластерная политика (самая популярная - 40 % случаев применения), когда в предыдущем варианте кластерной политики к функциям государства прибавляются его инвестиции в инфраструктуру регионов, образование, тренинг и маркетинг для стимулирования развития кластеров;
Директивная кластерная политика (5 % случаев), предусматривает помимо поддерживающей функции государства осуществление им специальных программ по изменению специализации регионов через развитие кластеров;
Интервенционистская кластерная политика (2 - 3 %) предполагает, что правительство вместе с директивной функцией берет на себя ответственность за принятие решения о дальнейшем развитии кластеров; при этом оно через такие инструменты, как трансферты, субсидии, ограничения или регулирование, а также при помощи активного контроля над фирмами определяет специализацию кластера.
Пилипенко при изучении кластерной политики в России выделил два ее поколения - по уровню и основным задачам кластерных инициатив:
Кластерная политика первого поколения - комплекс мер, осуществляемых федеральными и региональными органами власти по идентификации кластеров, определению поля деятельности формирующих их фирм, созданию государственных органов поддержки кластеров и осуществлению общей политики по оказанию им помощи в стране и регионе;
Кластерная политика второго поколения - базируется на хорошем знании о существующих в стране или регионе кластерах и подразумевает индивидуальный подход к проблемам развития каждого из них в отдельности .
По генезису кластерные политики делятся на следующие типы:
- «сверху вниз», когда инициатором выступают центральные или региональные органы власти, объектом внимания которых являются
внепространственные кластеры - группы смежных предприятий, формирующих цепочки добавленной стоимости различных товаров и услуг (Финляндия, Дания, Нидерланды);
- «снизу вверх», когда инициатором выступают региональные власти или местные объединения предпринимателей, которые формулируют программы стимулирования развития кластеров (Шотландия в Великобритании, Северный Рейн-Вестфалия в Германии, Каталония в Испании, Австрия, Словения).
По уровню вовлечения государства в реализацию кластерных инициатив также можно выделить две модели, в рамках которых осуществляется кластерная политика:
Либеральную, характерную для тех стран, которые проводят либеральную экономическую политику и отдают предпочтение рыночным механизмам (США, Великобритания, Австралия и Канада);
Дирижистскую, проводимую властями тех стран, которые активно вовлечены в экономическую жизнь (Франция, Корея, Сингапур, Япония, Швеция, Финляндия, Словения) .
Учитывая приведенные выше классификации, можно определить вид кластерной политики Калининградской области. Это кластерная политика первого поколения, что характерно для России в целом, которая только пытается внедрить данный инструмент повышения конкурентоспособности своей экономики. Не случайно в «Методических рекомендациях по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации» среди прочих основных задач указана необходимость выявления участников кластера и создание условий для эффективного его развития .
По роли государства отечественная кластерная политика на данный момент относится к каталитической, так как предполагает в основном методологическую, информационно-консультационную и ограниченную финансовую поддержку реализации кластерных проектов. При этом степень участия государства растет от центральных к региональным и местным властям: предполагается, что органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления лучше могут учесть специфику своих территорий и выделить наиболее эффективные кластерные проекты. Но принимая во внимание то, что инициатором создания кластеров чаще всего выступают центральные или региональные органы власти (в том числе в Калининградском регионе), по уровню генезиса подобную кластерную политику необходимо отнести к той, которая формируется «сверху вниз».
Однако к какому бы типу ни относилась проводимая в государстве кластерная политика, необходимо, чтобы она была практически реализуемой. Тогда, как утверждают специалисты Гарвардской школы бизнеса, кластерный сектор может стать главной движущей силой развития секторов, которые обслуживают локальный рынок. При этом чем больше развиты кластеры в отдельной стране, тем выше здесь уровень жизни населения и конкурентоспособность предприятий. Это подтверждается следующими данными: в экономике США более 32 % занятости, не включая бюджетный сектор, обеспечивают кластеры; в эконо-
мике Швеции - 39 %; производительность труда в таких секторах выше среднестрановой на 44% .
Таким образом, кластерная политика является основой развития кластерных инициатив, направленных на повышение конкурентоспособности территорий через налаживание эффективных производственно-экономических, организационных и финансовых связей хозяйствующих субъектов, входящих в состав того или иного кластера с акцентом на инновации. Важное значение в формировании кластеров имеет регулирующая, стимулирующая деятельность региональных администраций. Для активации этой деятельности необходимо выработать соответствующие механизмы взаимодействия между участниками кластеров.
Список литературы
2. Стратегия социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года. URL: http://minregion.ru/activities/ territorial_planning/ strategy/ federal_development/szfo/
3. Концепция стратегии развития Калининградской области. URL: http://www.regnum.ru/news/663973.htmI#ixzz1fkO3c6jgн]
4. Куценко Е. С. Кластеры в экономике: основы кластерной политики государства // Предпринимательство в промышленности: пути развития. Мероприятия государственной поддержки совместных (кластерных) проектов МСП: сб. материалов к межрегиональной конференции. URL: http://promcluster.ru
5. Пилипенко И. В. Проведение кластерной политики в России: приложение 6 к Ежегодному экономическому докладу Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» «Стратегия 2020»: от экономики «директив» к экономике «стимулов». М., 2008.
6. Портер М. Конкуренция / пер. с англ. М., 2005.
7. Enright M. J. Regional Clusters: What we know and what we should know // Paper prepared for the Kiel Institute International Workshop on Innovation Clusters and Interregional Competition, 2002. P. 18.
8. Solvell O., Lindqvist G., Ketels C. The Cluster Initiative Greenbook. URL: www.cluster-research.org/greenbook.htm
9. Сайт подкомитета ТПП РФ по развитию субконтрактации и кластерных технологий. URL: http://promcluster.ru/index.php/about-zak-cls/48-010-05-12-07-57-03.html
Ирина Владимировна Щепкова - ст. преп., Балтийский федеральный университет им. И. Канта.
E-mail: [email protected]
Irina V. Schepkova - Assistant Professor, Department of Economics of Firms and Markets, Immanuel Kant Baltic Federal University.
Региональная кластерная политика (РКП) является фактором повышения конкурентоспособности региона. Кластерный подход для российской экономики - новый инструмент регионального управления. Здесь еще недостаточно развиты методические подходы по выявлению кластеров, практические механизмы их поддержки. РКП подразумевает активную деятельность государства по созданию и стимулированию региональных кластеров. Кластерный подход к развитию регионов закреплен в нормативно-правовых документах федерального и регионального уровней.
Следует иметь в виду, что промышленная политика на современном этапе развития страны носит не отраслевой, а региональный характер, т. е. в современной экономике высокая конкурентоспособность территории держится на сильных позициях отдельных кластеров, которые представляют собой сообщество сконцентрированных по географическому принципу промышленных организаций, предприятий, тесно связанных отраслей, взаимно способствующих росту конкурентоспособности друг друга. Поэтому стимулирование возникновения инновационных кластеров должно относиться к приоритетам государственной политики регионального развития.
К числу основных направлений региональной кластерной политики федеральных и региональных властей относятся:
- - выявление и мониторинг ситуации развития экономических кластеров на территориальном уровне, в том числе выявление структуры кластера, территориальной локализации его отдельных звеньев, софинансирование аналитических исследований перспектив развития кластера на внешнем рынке, оценка влияния кластера на территорию и социальную сферу;
- - формирование коммуникационных площадок для потенциальных участников территориальных кластеров, в том числе за счет их интеграции в процесс разработки и обсуждения стратегий регионального развития, содействие обмену опытом между регионами по формированию РКП;
- - консолидация участников кластера, реализация программ содействия выходу предприятий кластера на внешние рынки, проведение совместных маркетинговых исследований и рекламных мероприятий, реализация образовательной политики, согласованной с основными представителями кластера, обеспечение возможности коммуникации и кооперации предприятий и образовательных учреждений;
- - развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры в регионах;
- - формирование институциональной среды для развития региональных кластеров.
Сегодня в России постепенно формируется нормативноправовая база в сфере кластерного развития, которая создает основу для эффективного внедрения кластерного подхода в регионах. В процессе кластеризации важно определить роль органов власти как одного из субъектов кластерной политики. Важно, чтобы правительство ориентировалось на усиление и развитие, а также совершенствование всех кластеров, а не только каких-то избранных (например, в Сколково). Правительства Москвы и Московской области должны способствовать возрастанию имеющихся и возникающих кластеров на близких территориях.
Новые кластеры лучше всего возникают из уже существующих. Усилия по развитию кластеров должны идти через достижение конкурентных преимуществ и специализацию, а не посредством повторения опыта других регионов, что требует построения кластеров исходя из местных различий и источников преимуществ с превращением их в сильные грани РК.
На основе систематизации теоретических положений и практического опыта можно сформулировать следующее: региональная кластерная политика - это деятельность органов государственной власти, направленная на решение задач повышения конкурентоспособности региона и страны в целом посредством реализации системы мероприятий по содействию развитию кластеров.
Кластерная политика является многоуровневой и включает два уровня реализации: федеральный и региональный (рис. 4.2).
Рис. 4.2.
Федеральные органы власти выступают инициаторами кластерных проектов, создавая институциональные условия для использования кластерного подхода, и обеспечивают создание инфраструктуры, необходимой для функционирования федеральных кластеров и РК.
Опираясь на передовой зарубежный опыт, власти в различных регионах пытаются повторить успех известных “лучших практик” кластеризации (например, Силиконовой долины), что приводит к формированию региональной политики с аналогичными целями и инструментами. Поэтому среди наиболее острых проблем, стоящих перед разработчиками кластерной политики, является дилемма так называемых лучших практик (бенчмаркинга). Меры по развитию кластеров, используемые в одном случае, могут оказаться бесполезными или даже нежелательными - в другом. Отсюда вытекает необходимость оценки целесообразности применения инструментов кластерной политики относительно конкретной территории.
Сложность реализации региональной кластерной политики заключается в том, что она призвана объединять и взаимоувязывать интересы различных сторон, вовлеченных в процесс кластеризации, стимулировать их развитие с учетом разноплановых приоритетов участников РК.
Особенностью кластерной политики в развитых странах является осуществление кластерных проектов на основе государственной поддержки научных исследований и разработок. Другой важный момент заключается в том, что кластеры сформировались благодаря тесному взаимодействию науки и производства.
Интересен отечественный опыт формирования кластеров в Приволжском федеральном округе (табл. 4.1).
Кластеры в Приволжском федеральном округе
Таблица 4.1
Регион |
Приоритетные кластеры |
Центры кластеризации |
Республика Башкортостан |
Машиностроительный, нефтехимический |
Уфа, Стерлитамак, Нефтекамск, Салават |
Республика Мордовия |
Вагоностроительный, светотехнической промышленности, агроии- щевой |
|
Республика Татарстан |
Автомобильный, авиастроительный, нефтехимический, электроэнергетический, лесопромышленный |
Казань, Елабуга, Нижнекамск, Набережные Челны, Зеленодольск |
Удмуртская Республика |
Автомобильный, лесопромышленный, агропищевой |
Ижевск, Сарапул |
Чувашская Республика |
Машиностроительный, электротехнический, химический |
Чебоксары, Ново- чебоксарск, Канаш, Шумерля |
Пермский |
Химический, нефтегазопромышленный, металлургический, машиностроительный, лесоперерабатывающий |
Пермь, Соликамск, Березники, Кросно- камск |
Кировская |
||
Нижегородская область |
Химический,автомобилестроения и автокомпонентов, информационных технологий |
Нижний Новгород, Дзержинск |
Регион |
Приоритетные кластеры |
Центры кластеризации |
Оренбургская |
Газохимический, металлургический, кластер по производству бытовой техники |
Оренбург, Гай, Орск |
Пензенская |
Машиностроительный, приборостроительный, лесоперерабатывающий, сельскохозяйственный, строительных материалов |
|
Самарская |
Автомобильный, авиационно- космический, нефтехимический, инновационно-внедренческий |
Самара, Тольятти, Сызрань |
Саратовская |
Агропромышленный, стройиндустрии, металлургический |
Саратов, Энгельс, Вольск, Балаково |
Ульяновская |
Транспортно-логистический, стекольный, строительных материалов, авиастроительный |
Ульяновск, Сенги- лей |
Рассматривая направления кластеризации в отдельных регионах, можно отметить, что формирование кластеров осуществляется на основе отраслей специализации.
В Республике Башкортостан, например, машиностроительный кластер создается на базе предприятий для организации производства тракторов и двигателей для сельскохозяйственной техники. Ядром нефтехимического кластера являются предприятия, выпускающие синтетический каучук, соду и прочие химикаты.
В Республике Мордовии получили развитие кластер предприятий светотехнической промышленности, вагоностроительный кластер и кластер пищевой промышленности. Для развития светотехнического кластера имеются квалифицированные кадры, научная база (исследовательский институт им. А. Н. Лодыгина) и промышленная площадка (завод “Электровыпрямитель” в г. Саранске).
Формирование кластеров в Республике Удмуртии осуществляется на базе крупных промышленных предприятий, а также посредством создания интегрированных структур, включающих предприятия различных технологических циклов. Предпосылками развития автомобильного кластера являются присутствие крупного производителя (ОАО “ИжАвто”), наличие высших учебных заведений, занятых подготовкой кадров для автомобильной промышленности (ИжГТУ), создание и функционирование группы предприятий, производящих комплектующие для автомобилей.
Условие развития кластеров в Пермском крае - наличие значительного инновационного потенциала. Он занимает четвертое место в Приволжском федеральном округе по объемам затрат на исследования и разработки на душу населения и первое - по количеству организаций, осуществляющих технологические инновации.
В Нижегородской области инвестиционная политика сосредоточена на формировании инвестиционных территорий под реализацию крупномасштабных проектов-технопарков, промышленных кластеров, индустриально-логистических парков.
В Пензенской области стратегическими приоритетами кластеризации выступают машиностроение, приборостроение, лесоперерабатывающая промышленность, сельское хозяйство, промышленность строительных материалов. Машиностроительный кластер представлен предприятиями, занятыми производством оборудования для нефтегазового сектора, железнодорожного транспорта и энергетики Российской Федерации и СНГ.
Одним из первых регионов в стране, приступивших к созданию кластеров, стала Самарская область. Наиболее конкурентоспособными секторами региона, представляющими ядро формирующейся кластерной системы, являются автомобилестроение, авиационно-космический комплекс и нефтехимия. Приоритетным направлением также признается создание инновационно-внедренческого кластера.
Автомобильный кластер Самарской области сложился еще в 70-х гг. XX в. на территории Самарско-Тольяттинской агломерации, сконцентрировав более 40 % промышленного потенциала региона, 65 % основных фондов промышленности, 40 % занятых. Помимо производителей автомобилей и автокомпонентов в состав кластера входят организации, оказывающие услуги исследования и разработки в этой области, а также профильные учебные заведения.
В Саратовской области приоритетной сферой развития выступает агропромышленный комплекс на основе формирования межотраслевого взаимодействия сельского хозяйства с предприятиями перерабатывающей промышленности. В качестве важнейшего инструмента повышения конкурентоспособности агропромышленного комплекса предусматривается включение региональных предприятий в кластеры областного и общероссийского уровней.
Примером инновационного кластера является автомобильный кластер Республики Татарстан в особой экономической зоне промышленно-производственного типа “Алабуга”.
Особенностью кластерного развития регионов Приволжского федерального округа является активная политика региональных правительств в сфере создания кластеров, однако роль бизнеса в данном процессе еще невысока.
Таким образом, формирование кластеров в регионах во многом зависит от эффективного взаимодействия властных и предпринимательских структур, способности региональных органов управлять данным процессом, учитывая сложившиеся в них производственно-экономические условия и соответствующий потенциал.
В нашей стране одним из основных факторов конкурентоспособности региона выступает его инвестиционная привлекательность. В создании конкурентного преимущества региона большое значение имеют также научные знания, образование - и как факторы развития производства, и как факторы формирования инновационного потенциала региона. Поэтому в современных условиях существует объективная потребность в инновационной составляющей привлекаемых инвестиций.
При исследовании конкурентоспособности регионов может быть определена их рейтинговая оценка с использованием “метода расстояний”, разработанного А. Д. Шереметом . Для каждого региона рассчитываются показатели, характеризующие условия становления и развития бизнеса (производственный потенциал, потенциал трудовых ресурсов, уровень развития малых предприятий), условия привлечения инвестиций (инвестиционный и инновационный потенциалы), уровень жизни населения:
- 1. Показатели, отражающие производственный потенциал:
- - объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по видам деятельности;
- - объем работ, выполненных по виду деятельности на душу населения;
- - стоимость основных фондов на одно предприятие;
- - удельный вес убыточных организаций.
- 2. Показатели, отражающие инвестиционные процессы в экономике:
- - объем инвестиций в основной капитал на душу населения;
- - объем иностранных инвестиций на душу населения.
- 3. Показатели, характеризующие инновационную деятельность предприятий:
- - внутренние затраты на исследования и разработки на душу населения;
- - удельный вес организаций, осуществляющих инновационную деятельность.
- 4. Показатель, отражающий обеспеченность трудовыми ресурсами, - доля экономически активного населения.
- 5. Показатели уровня жизни населения:
- - среднедушевые денежные доходы населения в месяц;
- - объем ВРП на душу населения.
- 6. Показатели, характеризующие развитие малого предпринимательства:
- - число малых предприятий на 1000 человек населения;
- - удельный вес населения, занятого на малых предприятиях.
По каждому показателю определяется “эталонный регион”, имеющий оптимальное значение исследуемого показателя. Пример исследования согласно данной методике по Приволжскому федеральному округу приведен в литературе .
Кластерная политика включает два направления: создание условий для развития кластеров и осуществление кластерных инициатив (рис. 4.3).
![](https://i1.wp.com/ozlib.com/htm/img/23/20401/36.png)
Рис.
Региональная кластерная политика, направленная на создание условий для развития кластера, взаимодействует с такими видами политик, как промышленная, внешнеэкономическая, инновационная, образовательная, политика развития малого предпринимательства.
Выбор направления кластерной политики зависит от степени развития кластеров. На начальном этапе приоритет отдается кластерной политике, направленной на создание условий для эффективного функционирования предприятий кластера; по мере их формирования становится возможным осуществление кластерных инициатив.
Государственная поддержка кластеров особенно важна на начальных этапах функционирования кластера; по мере его развития роль помощи государства должна постепенно снижаться и полностью прекратиться, когда кластер начинает стабильно осуществлять деятельность. Формы и методы государственной поддержки, применимые при реализации кластерной политики, отражены в табл. 4.2.
Таблица 4.2
Формы и методы государственной поддержки развития региональных кластеров
Формы государственной поддержки |
Методы государственной поддержки |
Правовая поддержка |
Принятие нормативно-правовых документов, регулирующих вопросы деятельности кластеров |
Финансовая поддержка |
Предоставление субсидий, бюджетных инвестиций, государственных гарантий, льготного налогообложения участникам кластеров |
Имущественная поддержка |
Передача на льготных условиях во владение либо в пользование государственного имущества |
Кадровое обеспечение |
Обеспечение подготовки и переподготовки специалистов в сфере кластерного развития. Обеспечение подготовки кадров по новым специальностям с учетом специфики создаваемых кластеров |
Информационная поддержка |
Распространение информации по реализуемым кластерным проектам |
Организационная поддержка |
Организация и проведение научных семинаров, конференций, круглых столов по вопросам развития кластера. Организация проведения выставок-ярмарок. Создание органа, ответственного за координацию деятельности участников кластера и осуществляющего функции контроля |
Поддержка науки и инноваций |
Финансирование затрат на разработку новых технологий, соответствующих требованиям международных стандартов. Обеспечение устойчивого спроса на наукоемкую продукцию путем использования государственного заказа. Создание инфраструктуры поддержки инновационного бизнеса(бизнес-инкубаторов, технопарков и т. п.). Развитие механизмов венчурного финансирования высокорисковых инновационных проектов. Развитие сотрудничества между высшими учебными заведениями и производственными предприятиями в целях содействия разработке и внедрению новых технологий в производство |
Поддержка внешнеэкономической деятельности |
Содействие привлечению иностранных инвестиций в кластер. Содействие экспорту продукции кластера |
Реализация региональной кластерной политики требует комплексного подхода и значительных преобразований во всех сферах жизнедеятельности региона. Программы развития кластеров разрабатываются на основе стратегического анализа отраслей экономики региона и с учетом интересов всех участников кластерных проектов. Сильные кластеры, имеющие эффективную структуру, высокую конкуренцию и активное взаимодействие между участниками, являются основой региональной стратегии социально-экономического развития. При отсутствии таких кластеров выявляют ключевые точки роста, которые могут стать центрами формирования новых кластерных структур.
Основная задача государства на современном этапе состоит в создании предпосылок для успешного осуществления кластерных инициатив, решение этой задачи зависит от формирования экономического механизма реализации кластерной политики, основанного на сочетании рыночного и государственного регулирования. Необходимо учитывать, что каждый регион имеет внутренние факторы развития, поэтому региональная кластерная политика требует конкретного дифференцированного подхода.
Процесс создания конкурентоспособных региональных кластеров достаточно длительный (по оценкам специалистов, он занимает от 5 до 10 лет). На начальном этапе формирования кластеров исследуются действующие производства и выявляются приоритетные направления кластеризации. Сложность этого этапа заключается в отсутствии конкретной методики диагностики потенциальных кластеров на территории региона.
Важно определить перспективы кооперационного сотрудничества между предприятиями региона с выделением цепочек добавленной стоимости, где происходит совпадение интересов участников производственного процесса, а также производственно-предпринимательских цепочек, находящихся на стыке разных видов деятельности, развитие которых будет способствовать появлению новых видов производств.
При создании РК необходимо учитывать интересы двух групп участников. Во-первых, органы государственной власти и местного самоуправления, которые обладают достаточными инструментами воздействия на деятельность кластера. Во-вторых, бизнес-сообщество, которое представлено разнообразными структурами, имеющими не всегда схожие цели.
Цели должны быть согласованы с учетом интересов различных групп и выработаны общая цель и способы ее достижения. На данном этапе важна роль региональных органов власти, выступающих в качестве инициаторов создания кластера.
На следующем этапе проводятся встречи с участием представителей бизнеса, общественных организаций, финансовых учреждений, органов государственной власти, на которых решаются вопросы объединения усилий по созданию кластера. В процессе таких встреч формируется структура кластера, определяются цели его деятельности, распределяются функции между участниками кластера, выявляются проблемы, вырабатываются пути их решения, разрабатываются механизмы взаимодействия, анализируются возможности. Важным вопросом на данном этапе является формирование границ кластера.
Результатом этой работы должны стать создание координационного совета РК, являющегося органом управления кластером и включающего представителей различных групп, входящих в кластер, определение организационной структуры кластера, создание правовой базы деятельности кластера, закрепляющей основные функции, принципы работы, права и обязанности участников кластера.
На завершающем этапе этой стадии все участники подписывают соглашение о создании кластера. Необходимо учитывать, что кластер является совокупностью самостоятельных организаций, осуществляющих согласованную и скоординированную деятельность.
На каждом этапе реализации кластерных инициатив органами государственной власти проводится мониторинг и анализ результатов с целью корректировки и использования соответствующих инструментов кластерной политики. Объективную оценку эффективности реализации отдельных направлений кластерной политики можно получить на основе результатов деятельности и самооценки самих кластеров.
Самый известный инновационный центр в стране - “Сколково”. Хорошие примеры можно привести по развитию его ядерного кластера, более 40 % резидентов которого уже продают свои новые технологии и продукты. Из 110 его участников треть представляют стартапы из Москвы, не менее 10 % - из Подмосковья, а остальные созданы в регионах: Екатеринбург, Томск, Нижний Новгород, Новосибирск, Санкт-Петербург и др.
Компании, которые берутся “на борт” этого кластера, затем разворачивают производство у себя в регионе, приходя туда уже с багажом знаний, предпринимательского опыта и инвестициями, которые они смогли получить благодаря “Сколково” и его фонду.
Данный кластер работает более трех лет, а средний срок коммерциализации по данной тематике 5-7 лет. Участники проекта “Сколково” - это небольшие команды, начинающие почти с нуля, разрабатывающие и продвигающие инновации от идеи к конечному результату (вплоть до предъявления рынку). Некоторые стартапы в “Сколково” сопровождаются с самого начала (от идеи, НИОКР), другие - на последующих этапах, в целом занимаясь прикладными решениями в разных отраслях и используя импульс развивающейся атомной отрасли.
Этот и аналогичные примеры из области инновационной кластеризации производства наглядно показывают, что в нашей стране еще не наработана система трансляции заказа от бизнеса в инновационную среду.
Конечно, предпринимательские структуры и промышленные организации должны обращаться не только в “Сколково” или другие известные ИПК, но и к широкой инновационной общественности. Им необходимо научиться формулировать свои запросы, технические и организационно-экономические требования, доносить их до профессиональной инновационной среды с последующей практической реализацией.
В вышеуказанном случае с проектом “Сколково” при серьезной правительственной поддержке практически создается амбициозный инновационный кластер, нацеленный на получение максимальной эффективности и коммерческой отдачи от реализации инновационных проектов. При этом, безусловно, сделана заслуживающая особого внимания попытка наладить широкие связи между фундаментальной и прикладной наукой, а также ее с бизнесом; создать вокруг “Сколково” комплекс значительного количества генерируемых региональных кластеров.
Очевидно, что в России инновационные кластеры (в том числе промышленные) сегодня формируются чаще всего среде уже сложившихся крупных научных и научно-производственных центров, наукоградов, инновационных платформ и т. д. Здесь, к примеру, перспективными можно назвать наукограды: Бийск, Дубна, Протвино, Обнинск, Жуковский, Королев и множество других известных отечественных научных центров страны.
Рассмотренные примеры подтверждают вывод о необходимости организации действенной поддержки развития региональных кластеров на всех уровнях власти, с тем чтобы обеспечить их инновационно-инвестиционную привлекательность и благоприятные условия для развития инновационных промышленных кластеров, пилотных РК.
- Шеремет А. Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности. - М.: ИНФРА-М, 2008.
Более чем полувековой опыт ведущих стран мира показывают, что кластерная политика - пока наиболее эффективный инструмент, способствующий развитию постиндустриальной глобализированной экономики. Создание кластеров дает возможность использовать конкурентные преимущества территории, поскольку группа компаний из взаимосвязанных отраслей, а также предприятий, обеспечивающих их деятельность, прямо влияют на развитие региона и экономику страны в целом.
Понятие
Под кластером в промышленной политике понимают совокупность географически локализованных компаний, связанных по отраслевому признаку, инфраструктуры, обеспечивающей их деятельность, включая научные и образовательные учреждения, поставщиков оборудования и комплектующих, организаций, оказывающих консультационные и специализированные услуги.
В кластеры входит и жилищная и коммерческая недвижимость, образовательные учреждения и другие объекты, обеспечивающие жизнедеятельность людей и организаций, работающих в данном кластере. Взаимосвязанные группы компаний формируются там, где необходимо развивать ключевые, инновационные направления. Самые успешные кластеры позволяют осуществить технологический прорыв и сформировать новые рыночные ниши.
Кластерная политика - это комплекс взаимосвязанных действий, который призван стимулировать и поддерживать частный бизнес и местные органы самоуправления в усилиях по созданию и развитию кластеров. Государственные органы могут инициировать создание отраслевых групп компаний, но при обязательном участии региональных властей.
Немного истории
Первые кластеры начали формироваться примерно с 50-60-х годов в Северной Америке и Западной Европе. Это были локальные программы по поддержке, обычно, традиционных для данной местности видов бизнеса. Примерно с 70-х начали появляться масштабные национальные программы поддержки развития отдельных групп предприятий, а со второй половины 90-х такие меры кластерной политики уже работали во всех развитых государствах.
Кластеры стали важным и эффективным инструментом экономической политики и реализации стратегии развития страны. Значительно увеличился объем средств, направленных из государственных и местных бюджетов. Многолетняя практика реализации кластерных программ в ведущих странах мира показала ее эффективность.
Например, проект развития биокластера BioRegio позволила Германии стать лидером в секторе биотехнологий, было выделено 700 миллионов евро на финансирование, что позволило вырасти отрасли на 30% в период реализации программы.
Виды кластеров
Существуют различные их классификации. Если брать за основу вид системообразующей организации вокруг, во взаимодействии с которой формируется группа компаний, то разделяют два вида. Основной, а зачастую и инициативной является:
- Крупномасштабное предприятие, якорем вокруг которого формируются, обычно, технологически взаимосвязанные группы предприятий. Например, во многих странах рядом с крупными предприятиями, производящими первичные продукты из углеводородов - этилен, аммиак, строятся предприятия, которые дальше из этого сырья производят уже потребительские продукты.
- Организация, определяющая экономическое развитие (ассоциации, торгово-промышленные палаты, региональные агентства). Обычно, инициированием и управлением занимаются специализированные агентства кластерной политики, которые могут быть как государственными, так и частными.
Типология
По ядру кластера, типу общих и объединяющих признаков различают следующие виды кластеров:
- основанные на сложной технологической основе;
- развивающие традиционные для данного региона виды деятельности, что было характерно для ранних периодов развития кластерной политики, например, туристические кластеры в Италии и Австрии;
- предприятия, связанные между собой подрядными отношениями;
- межотраслевые кластеры;
- сеть, образованная несколькими кластерами, относящимися к разным секторам экономики и отличающаяся высокой степенью агрегации, например, химические и автомобильные отрасли.
Категории
Региональный кластер формируется в определенной местной среде, пространственно ограниченной агломерацией. Такие кластеры, обычно, состоят из малых и средних предприятий, которые концентрируются на использовании преимуществ социального капитала и географического положения.
Цели политики
Главной целью кластерной политики является достижение высокого уровня развития, устойчивого роста, диверсификации экономики за счет повышения конкурентоспособности предприятий. При этом, стимул к развитию получают все субъекты, участвующие в работе кластеров, включая поставщиков оборудования и комплектующих, компаний, обеспечивающих процесс работы, в том числе сервисные, консультационные, исследовательские и образовательные организации.
Целью кластерной политики также является развитие ключевых, стратегических технологий и отраслей, когда страна стремится достичь преимущества на глобальном высокотехнологичном рынке.
Направления
Несмотря на то, что государства используют самые различные инструменты развития промышленности, определяются основные направления кластерной политики.
Содействие институциональному развитию во многих странах - это главное направление воздействия государства, оно включает создание специализированного агентства, которое инициирует и развивает индустриальные кластеры, осуществляет стратегическое планирование, определяет специализацию и пространственное размещение.
Проводится разработка механизмов поддержки проектов, направленных на внедрение высоких технологий, современных методов управления, повышение эффективности взаимодействия. Во многих странах в рамках кластерной политики региона существуют конкурсы на получение финансирования, которое вручается предприятию, предоставившему самые перспективные проекты.
Основное направление - создание благоприятных условий развития, привлечение инвестиций в кластерные инфраструктуры, включая инженерные сети и недвижимость, повышение качества трудовых ресурсов и предоставление налоговых льгот и преференций.
Основные задачи
Кластерная политика любого государства, прежде всего, направлена на создание условий для развития. При этом, для ее эффективности необходимо решить следующие задачи:
- формирование условий, включающих разработку стратегий, обеспечивающих работу высокотехнологичных предприятий, способствующих увеличению конкурентных преимуществ участников группы;
- обеспечение эффективной поддержки, в том числе малого и среднего бизнеса, привлечение инвестиций, развитие инновационной и промышленной политики, инженерной инфраструктуры, стимулирование экспорта;
- обеспечение консультационного, методического и образовательного содействия отраслевой и региональной кластерной политике. Координация деятельности всех участников процесса: государства, местной власти и бизнеса.
Модели
В зависимости от степени влияния и роли государства в развитии кластерной политики, выделяют две модели:
- Англосаксонская (США, Канада, Австралия), отличается значительным влиянием на формирование кластеров механизмов рыночного саморегулирования. Работает при минимальном вмешательстве государства, которое только должно создать условия для кластерных инициатив и снижения барьеров для инициаторов. Региональная кластерная политика отвечает за создание и организацию финансирования. Центральное правительство напрямую, в том числе финансово, поддерживает только группы предприятий, имеющих стратегическое значение для национальной экономики.
- Континентальная (в том числе, Япония, Швеция, Южная Корея), здесь государство играет самую активную роль в реализации кластерной политики. Государственные органы осуществляют деятельность по их инициированию, определяют приоритетные направления, разрабатывают национальные программы по развитию ключевых отраслей, создают инфраструктуры и меры поддержки.
Виды политики
Конкурентоспособность страны многие определяют в зависимости от степени развития кластеров, которые являются результатом целенаправленных усилий всего общества. Выделяют несколько видов кластерной политики, в зависимости от степени участия государства в их работе.
- Первый вид - каталитическая политика, когда государственные органы только налаживают взаимодействие между субъектами, участвующими в деятельности кластера. Оно не принимает участие в сотрудничестве.
- Второй вид, когда, кроме поддерживающей, каталитической функции, добавляются элементы контроля за дальнейшим развитием и стимулирование роста.
- Третий вид кластерной политики, характерный для азиатских стран, предусматривает участие государства в вопросах специализации предприятий, их развития и роста.
Россия в мире кластеров
Развитием кластерной политики РФ занимаются профильные федеральные министерства и местные органы управления. Эта политика направлена на инновационное развитие, разработку и внедрение новейших технологий и оборудования, современных систем управления, получения специальных знаний и выявления новых путей выхода на глобальные высоко конкурентные рынки.
В связи с географическим разнообразием территорий и уровнем развития экономики различных субъектов, многие регионы России развивают свои специфические отрасли промышленности. Например, кластерная политика Нижегородской области направлена на развитие нефтехимии и автомобильных отраслей, которые здесь были развиты с советских времен.
В связи с тем, что страна стала активнее участвовать в глобальном разделении труда, некоторый регионы стали развивать и новые отрасли. Например, Санкт-Петербург, кластерная политика региона которого способствовала успешному развитию не только традиционного судостроения, но и с "нуля" создала один из самых больших в стране автомобильных кластеров. Для России характерна больше поддерживающая политика, регионы создают условия для привлечения инвестиций в определенные отрасли. В основном, инициаторами создания кластеров являются региональные власти.
Кластерная политика в России направлена, прежде всего, на развитие инновационной составляющей, инвестиционной привлекательности, создание новых высокотехнологичных отраслей и обучение высококвалифицированной рабочей силы.
![Bookmark and Share](http://s7.addthis.com/static/btn/v2/lg-share-en.gif)