Учетная политика ее основные элементы. Элементы учетной политики. Доходы и прочие поступления
Если управленец хочет быть хорошим менеджером, то он должен уметь наводить порядок в имуществе предприятия и знать, сколько оно стоит. В этом свете учетная политика представляется незаменимым атрибутом современных деловых отношений. А если еще вспомнить, что любая организация является участником налоговых отношений, то становится понятным, что без системы учета бизнес долго не проживет. Итак, что такое учетная политика организации?
Учетная политика организации – это комплекс методик, позволяющих систематизировать бухгалтерскую информацию о функционировании предприятия и о его имуществе.
На практике учетная политика представлена в виде документа, который должен четко регламентировать хозяйственную жизнь предприятия: когда платить по обязательствам, как документировать хозяйственные операции, что относить к оборотным, или основным средствам, как оценивать стоимость активов и многое другое.
Для чего нужен бизнес-план и как его составить самостоятельно, вы можете узнать
Существует довольно большое количество приемов ведения бухгалтерского и налогового учета. Из их многообразия главный бухгалтер выбирает те, которые оптимальным образом удовлетворяют требования конкретной фирмы.
Именно этот процесс выбора, задокументированный и одобренный руководителем компании приказом, отражает концепцию учетной политики отдельно взятого предприятия.
Учетная политика организации формируется при соблюдении следующих предпосылок:
- Материальная обособленность. Это означает, что после основания организации в ее собственности появляется имущество, которое является отдельной экономической категорией по отношению к имуществу и обязательствам других организаций и ее собственников.
- Непрерывность функционирования. Суть этой предпосылки заключается в том, что учет хозяйственной жизни предприятия имеет смысл тогда, когда оно существует в неизменном виде (касательно объемов производства и правового статуса) определенное количество времени.
- Методичность использования учетной политики. Это означает, что подобранные методики учета будут эксплуатироваться на протяжение относительно длительного временного отрезка, другими словами, по порядку, от прошедшего отчетного периода к следующему.
- Временная однозначность эпизодов хозяйствования. Факты хозяйственной жизни подлежат признанию в тот отчетный период, в коем они имели место быть, безотносительно к тому, когда зафиксировано поступление денежных средств.
К примеру, оплата рабочей силы (зарплата) должна быть отражена тогда, когда была начислена, безотносительно к тому, когда она была выплачена.
- Превалирование экономического смысла над видом. Это значит, что для целей учета более важна не правовая форма эпизода хозяйствования, а его экономическая суть и обстоятельства его происшествия.
- Тождественные учетные данные не должны различаться, если они представлены в разных регистрах бухучета.
- При учете актов хозяйствования необходимо придерживаться принципа рациональности (должны учитываться экономические обстоятельства эпизода, размер предприятия, объем данных, необходимых для того, что принять обособленное управленческое решение).
Таким образом, если учесть предпосылки и требования к учетной политике, можно сформировать учетную политику, которая подлежит одобрению руководителем предприятия и состоит из: способов разделения на виды и анализа эпизодов хозяйствования, способов оплаты дебиторской задолженности, методов координации оборота учетных документов, способов координации описи имущества, методов использования счетов бухучета, комплекса счетов бухучета, способов анализа данных, другой необходимой методологии.
Необходимо ли регистрировать учетную политику в ФНС?
Предприниматель не обязан в обязательном порядке регистрировать учетную политику в налоговых органах. Но иногда для анализа налогового состояния предприятия уполномоченные органы могут попросить предоставить учетную политику фирмы.
Какая предусмотрена ответственность учредителей ООО по долгам созданного ими юридического лица – узнайте
Для индивидуальных предпринимателей вообще не предусмотрена учетная политика и бухучет.
Схема: Организационный и методический аспекты учетной политики.
Порядок внесения изменений в учетную политику
Учетная политика корректируется от одного отчетного периода к другому. Если же необходимо внести поправки до истечения текущего отчетного периода, то это можно сделать в следующих случаях: изменение норм права касательно бухучета, подготовка фирмой новых методов бухучета, значительные перемены в экономической ситуации предприятия.
При изменениях учетной политики, если таковые повлекли сильные изменения в отчетности, их необходимо указать в ней, а также привести данные всей отчетности в соответствие с изменениями. Можно указать изменения и в пояснительной записке. Тогда необходимо обозначить причину изменений, суть изменений, сумму изменений, текущий способ отображения результатов перемен в бухучете.
и пошаговая инструкция по регистрации содержатся в публикации по ссылке.
Образец учетной политики организации.
Специфические детали учетной политики организации
Согласно главе 25 НК РФ следует проводить учетную политику отдельно: для того, чтобы выполнять цели по бухучету и по налоговому учету. Если в законодательных актах не оговаривается право на выбор из нескольких альтернатив калькуляции одной процедуры, то ее не нужно отражать в учетной политике.
Когда составляется учетная политика, то в ней необходимо указывать только те методы бухучета, которые уже используются, или будут использованы.
Базовые принципы и методология учетной политики организации были подробно рассмотрены в следующем видео-уроке:
Элементы учетной политики
2.3.1 Организационно-технический раздел учетной политики
1. Организация учетной работы
В соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете", в зависимости от объема учетной работы бухгалтерский учет в организации может осуществляться:
Бухгалтерией как самостоятельным структурным подразделением;
Бухгалтером, принятым на работу по трудовому договору и состоящим в штате организации;
Специальной профессиональной организацией (централизованной бухгалтерией) или бухгалтером-специалистом на договорных началах;
Руководителем лично.
К учетной политике могут прилагаться положение о бухгалтерской службе, должностные инструкции работников бухгалтерии, форма договора (контракта) с организацией или бухгалтером-специалистом, ведущим бухгалтерский учет, иные аналогичные документы.
Положение о бухгалтерской службе и должностные инструкции работников бухгалтерии обычно включают в себя шесть разделов:
Общие положения;
Функции; права и обязанности;
Ответственность;
Взаимоотношения (служебные связи);
Организация работы.
2. Учет в филиалах (обособленных подразделениях)
При наличии у организации филиалов (иных обособленных подразделений) следует иметь в виду, что учетная политика утверждается по организации в целом. Филиалы (обособленные подразделения) не могут применять учетную политику, отличную от учетной политики головной организации, так как это нарушает пункт 10 ПБУ 1/98.
Организация должна встать на учет в налоговой инспекции по месту своего нахождения и по местонахождению каждого своего филиала (как выделенного на отдельный баланс, так и невыделенного), где ей присваивается КПП код причины постановки на учет в налоговом органе. Кроме того, необходимо определить уровень централизации учетных работ: при централизованной форме весь учет ведется центральной бухгалтерией, при децентрализованной форме на местах функционируют свои учетные подразделения.
Если организация производит распределение расходов между головной организацией и филиалами, то в учетной политике следует оговорить порядок документального подтверждения такого перераспределения.
3. Система и План счетов бухгалтерского учета
В соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете", а также с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, каждая организация на основе утвержденного Минфином России Плана счетов бухгалтерского учета должна разработать собственный рабочий план. В нем следует предусмотреть счета, необходимые для ведения в организации синтетического и аналитического учета. При этом дополнительные счета первого порядка, не предусмотренные в утвержденном Плане счетов, могут вводиться только по согласованию с Минфином России.
4. Форма бухгалтерского учета
Организация самостоятельно выбирает форму бухгалтерского учета, то есть определяет совокупность учетных регистров, которые будут использоваться для отражения хозяйственных операций.
Под формами бухгалтерского учета понимается строение учетных регистров и их взаимосвязь, а также последовательность и способы учетной регистрации. Основными формами бухгалтерского учета в России являются:
Журнал-главная;
Мемориально-ордерная;
Журнально-ордерная;
Автоматизированная форма с применением ЭВМ;
Упрощенная форма для малых предприятий.
5. Применяемые формы первичных учетных документов
Основанием для отражения хозяйственных операций в бухгалтерском учете являются первичные учетные документы. Как правило, применяются типовые формы документов, предусмотренные общероссийским классификатором управленческой документации (ОКУД).
Если для оформления какой-либо хозяйственной операции типовые (унифицированные) формы первичных документов не утверждены, то организация может утвердить их самостоятельно. При этом такие формы должны содержать следующие обязательные реквизиты:
Наименование документа (формы);
Код формы;
Дату составления;
Наименование организации, составившей этот документ;
Измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
Перечень должностных лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
Личные подписи указанных лиц и их расшифровки.
В зависимости от характера операции в первичные документы могут быть включены и дополнительные реквизиты.
6. Перечень лиц, имеющих право подписи первичных документов
Перечень лиц, имеющих право подписи первичных документов, утверждает руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером. Данный порядок установлен Федеральным законом "О бухгалтерском учете". Как правило, это директор организации, его заместители, главный бухгалтер и заместитель главного бухгалтера.
7. График и правила документооборота
Работу по составлению графика документооборота организует главный бухгалтер. График документооборота утверждается приказом руководителя организации. График должен устанавливать на предприятии рациональный документооборот, то есть предусматривать оптимальное число подразделений и исполнителей для прохождения каждым первичным документом, определять минимальный срок его нахождения в подразделении.
График документооборота должен способствовать улучшению всей учетной работы на предприятии. Он может быть оформлен в виде схемы или перечня работ по созданию, проверке и обработке документов, выполняемых каждым подразделением предприятия, учреждения, а также всеми исполнителями с указанием их взаимосвязи и сроков выполнения работ Работники организации создают и представляют документы, относящиеся к сфере их деятельности, по графику документооборота.
Ответственность за соблюдение графика документооборота, а также ответственность за своевременное и доброкачественное создание документов, своевременную передачу их для отражения в бухгалтерском учете и отчетности, за достоверность содержащихся в документах данных несут лица, создавшие и подписавшие эти документы.
Для каждого предприятия график документооборота должен разрабатываться с учетом его конкретных особенностей: размера организации, вида деятельности, структуры управления и т.п. и пересматриваться по мере изменения этих показателей. Контроль за соблюдением исполнителями графика документооборота по предприятию, учреждению осуществляет главный бухгалтер.
8. Порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств
Инвентаризация - метод определения фактического наличия товарно-материальных ценностей, заключается в прямом пересчете с последующей сверкой количества с данными бухгалтерского учета. Инвентаризационные ведомости становятся основой для внесения исправлений на счета бухгалтерского учета. Инвентаризация проводится на каждом предприятии не реже одного раза в год. Кроме того, инвентаризация должна проводиться в следующих случаях: смена материально-ответственных лиц, ликвидация, реорганизации предприятия, кражи, стихийные бедствия и т.п. Приказом директора утверждается постоянно действующая комиссия, включающая в себя не менее трех человек. В ходе ее проведения составляются инвентаризационные ведомости по типовой форме. Каждая страница инвентаризационной ведомости подписывается всеми участниками инвентаризации. По окончании инвентаризации материально-ответственное лицо дает подписку о том, что ему предъявлены для проверки все ценности, инвентаризация проведена правильно и претензий к комиссии нет. Для сравнения фактических (натуральных) остатков материальных ценностей с остатками, числящихся на счетах бухгалтерского учета, бухгалтерия составляет сличительные ведомости. На их основании устанавливаются недостачи или излишки товарно-материальных ценностей.
После этого производится обобщение данных, полученных инвентаризацией и принятие на ее основе административных решений и внесение исправлений на счета бухгалтерского учета. В ходе инвентаризации могут быть выявлены как недостача материальных ценностей и денежных средств, так и их излишки. Сумма недостачи может быть удержана с материально-ответственных лиц, а излишки являются доходом предприятия.
2.3.2 Учетная политика для целей бухгалтерского учета
1. Методы оценки и списания материально-производственных запасов и финансовых вложений
Требования к отражению в приказе по учетной политике порядка учета материально-производственных запасов.
1) порядок учета поступления материально-производственных запасов:
а) по фактической стоимости;
б) по учетной цене.
2) метод оценки списания материально-производственных запасов:
в) средней цены;
г) цены единицы.
3) порядок учета полученных товаров:
а) по фактической покупной себестоимости;
б) по продажной стоимости (только для розничной торговли);
в) по учетной цене.
4) порядок учета транспортно-заготовительных расходов, связанных с доставкой товаров:
а) в составе издержек обращения;
б) в составе себестоимости купленных товаров.
Порядок оценки стоимости проданных товаров:
в) средней цены;
г) цены единицы.
Кроме того, в приказе по учетной политике необходимо отразить технические вопросы, связанные с учетом материально-производственных запасов.
а) выбранный порядок их складского учета;
б) сроки и порядок предоставления отчетов материально ответственными лицами;
в) внутренние первичные документы по учету материально-производственных запасов;
г) внутрифирменную управленческую отчетность по движению материально-производственных запасов.
2. Способы амортизации основных средств и нематериальных активов (НМА)
По основным средствам в учетной политике необходимо отразить способ начисления амортизации. В пункте 18 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» сказано, что амортизацию можно начислять одним из четырех способов:
Линейным;
Уменьшаемого остатка;
Списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;
Списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).
Один из перечисленных вариантов выбирается для группы однородных объектов основных средств. В дальнейшем этот способ амортизации должен использоваться в течение всего срока полезного использования объектов, входящих в эту группу.
Еще один выбор организация должна сделать в отношении основных средств, стоимость которых не превышает 10 000 руб. за единицу, а также для приобретенных книг, брошюр и других изданий. Согласно пункту 18 ПБУ 6/01 такие активы разрешено списывать на затраты на производство (расходы на продажу) по мере отпуска их в производство или эксплуатацию. Организация в учетной политике должна уточнить, будет ли она пользоваться этим правом или же будет начислять по ним амортизацию в общем порядке.
Если организация примет решение единовременно списывать недорогие объекты основных средств, то в учетной политике нужно установить конкретный стоимостный лимит, согласно которому будет производиться списание. Он определяется исходя из технологических особенностей производства.
Обычно недвижимость, которая введена в эксплуатацию, но на которую не зарегистрировано право собственности, учитывается на счете капитальных вложений. Однако в пункте 52 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н, говорится, что такую недвижимость можно учитывать на счете основных средств. Поэтому в учетной политике следует отразить способ учета объектов недвижимости, документы по которым находятся на государственной регистрации.
Коммерческие организации вправе переоценивать группы однородных объектов основных средств по текущей (восстановительной) стоимости. Это установлено пунктом 15 ПБУ 6/01. Если решение о переоценке будет принято, то в дальнейшем переоценка должна проводиться регулярно, чтобы стоимость основных средств, по которой они отражаются в бухучете и отчетности, существенно не отличалась от текущей (восстановительной) стоимости. Решение о переоценке основных средств закрепляется в учетной политике.
Этим же пунктом указанного ПБУ организациям предоставлено право выбора метода переоценки - либо путем индексации, либо способом прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам. Однако сейчас такого выбора у организаций нет. Дело в том, что индексы для переоценки основных фондов на государственном уровне в настоящее время не устанавливаются. Поэтому на практике для коммерческих организаций единственно возможным способом переоценки является метод прямого пересчета. Бюджетные организации производят переоценку основных средств на основании соответствующих приказов федеральных органов исполнительной власти. Следовательно, в учетной политике предусматривать способ переоценки основных средств не надо.
В приказе по учетной политике необходимо отразить следующие вопросы, связанные с организацией учета и оценки нематериальных активов:
1) порядок признания активов в качестве нематериальных;
2) порядок определения срока их полезного использования;
3) порядок начисления амортизации;
4) метод начисления амортизации;
5) организация контроля за их рациональным использованием.
Нематериальные активы принимаются к учету в соответствии с требованиями, изложенными в ПБУ14/2000, утвержденного приказом Минфина РФ № 91н от 16.10.2000 года. При принятии к бухгалтерскому учету активов в качестве нематериальных, необходимо единовременное выполнение следующих условий:
а) отсутствие материально - вещественной (физической) структуры;
б) возможность идентификации (выделения, отделения) организацией от другого имущества;
в) использование в производстве продукции при выполнении работ или оказании услуг, либо для управленческих нужд организации;
г) использование в течение длительного времени, то есть срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла;
д) организацией не предполагается последующая перепродажа данного имущества;
е) способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем;
ж) наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого актива и исключительного права у организации на результаты интеллектуальной деятельности (патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки (приобретения) патента, товарного знака и т.п.).
К нематериальным активам относятся:
1) объекты интеллектуальной собственности (исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности):
Патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезную модель;
Владельца на товарный знак и знак обслуживания, наименование места происхождения товаров;
Патентообладателя на селекционные достижения;
2) деловая репутация организации;
3) организационные расходы (расходы, связанные с образованием юридического лица, признанные в соответствии с учредительными документами частью вклада участников (учредителей) в уставный (складочный) капитал организации).
В состав нематериальных активов не включаются интеллектуальные и деловые качества персонала организации, их квалификация и способность к труду, поскольку они неотделимы от своих носителей и не могут быть использованы без них. Нематериальные активы учитываются по инвентарным объектам, которыми считается совокупность прав, возникающих из одного патента, свидетельства, договора уступки прав и т.п.
При учете нематериальных активов, организация в целях бухгалтерского учета НМА имеет право выбрать один из нескольких методов амортизации:
Линейный способ;
Способ уменьшаемого остатка;
Способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).
В учетной политике следует прописать также способ отражения амортизации по НМА, начисленной в бухгалтерском учете. Согласно пункту 21 ПБУ 14/2000 возможны два варианта учета амортизации: путем накопления ее на счете 05 либо путем уменьшения первоначальной стоимости НМА, учтенной на счете 04 (без использования счета 05). При этом нужно иметь в виду, что амортизационные отчисления по организационным расходам и деловой репутации отражаются в бухучете только путем равномерного уменьшения первоначальной стоимости в течение 20 лет (но не более срока деятельности организации).
3. Формирование резервов
Для равномерного включения расходов в издержки производства и обращения организация в бухгалтерском учете формирует резервы. При наступлении определенных событий создание резервов обязательно, поэтому об их формировании в учетной политике необходимо упомянуть. В частности, это касается:
Резерва под снижение стоимости материальных ценностей;
Резерва под обесценение финансовых вложений (п. 38 ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений);
Резервов, создаваемых в связи с признанием условных фактов хозяйственной деятельности (п. 8 ПБУ 8/01 «Условные факты хозяйственной деятельности»);
Резерва, связанного с прекращаемой деятельностью (п. 8 ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности»).
В ряде случаев создание резервов зависит от волеизъявления самой организации. Решение о формировании таких резервов необходимо зафиксировать в учетной политике.
Пунктами 70 и 72 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н (далее - Положение по ведению бухгалтерского учета), определено, какие резервы вправе создавать коммерческие организации. Это резервы:
На гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание;
Предстоящих расходов на оплату отпусков;
На выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет и по итогам работы за год;
На ремонт основных средств;
На предстоящие расходы на рекультивацию земель и осуществление иных природоохранных мероприятий;
На ремонт предметов проката;
На затраты по подготовительным работам к сезонному производству;
На покрытие непредвиденных затрат;
Резервы сомнительных долгов.
4. Признание доходов
В учетной политике следует отразить порядок признания отдельных доходов. При этом надо определить, какие из них относятся к доходам от обычных видов деятельности, а какие - к прочим доходам. В учетной политике можно не упоминать каждый вид доходов организации. Достаточно обозначить критерии, по которым тот или иной вид дохода будет классифицироваться в бухучете.
Кроме того, в учетной политике надо указать порядок признания доходов от реализации продукции (работ, услуг) с длительным циклом изготовления. Согласно пункту 13 ПБУ 9/99 организация может признавать в бухгалтерском учете такие доходы либо по мере готовности продукции (работ, услуг), либо по завершении изготовления продукции (выполнения работ, оказания услуг) в целом. При этом выручка от выполнения работ (оказания услуг, продажи продукции) признается в бухучете по мере готовности в том случае, если степень их готовности можно определить на основании первичных учетных документов. В отношении разных по характеру и условиям работ (услуг, продукции) организация может применять в одном отчетном периоде разные способы признания выручки одновременно.
Как определить, какое производство имеет длительный цикл? Нормативных положений по данному вопросу нет. Значит, предприятие вправе самостоятельно определить критерии длительного производства. Обычно говорят о длительном цикле производства в том случае, если его длительность от начала до окончания работ превышает 12 месяцев.
5. Незавершенное производство, готовая продукция и косвенные расходы
Продукция или работы, не прошедшие всех стадий, фаз или переделов, предусмотренных технологическим процессом, а также изделия неукомплектованные, не прошедшие испытания и технической приемки, относятся к незавершенному производству (НЗП). Это определение приведено в пункте 3 Положения по ведению бухгалтерского учета.
Организация вправе выбрать метод оценки незавершенного производства в зависимости от производственных или технологических особенностей. НЗП можно оценивать:
По фактической или нормативной (плановой) производственной себестоимости;
По прямым статьям затрат;
По стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов.
При единичном производстве продукции НЗП отражается в балансе по фактическим затратам. Выбранный способ оценки НЗП организация должна закрепить в учетной политике.
Если организация собирается вести бухгалтерский учет готовой продукции по нормативной (плановой) себестоимости, то в учетной политике надо прописать порядок ее учета - с применением счетов 40 и 43 либо только на счете 43.
При формировании себестоимости продукции (работ, услуг) многономенклатурных производств возникает проблема учета и распределения косвенных расходов. В учетной политике следует утвердить показатель, пропорционально которому будут распределяться косвенные расходы.
В части учета, и распределения косвенных расходов в учетной политике должны быть раскрыты следующие моменты:
Учет и распределение расходов вспомогательных производств;
Учет и распределение расходов обслуживающих производств и хозяйств;
Учет и распределение общепроизводственных и общехозяйственных расходов.
При выборе способа распределения косвенных расходов следует руководствоваться таким принципом: результаты распределения должны быть максимально приближены к фактическому потреблению ресурсов на изготовление данного вида продукции (выполнение работ, оказание услуг). Это оказывает серьезное влияние на достоверность показателя себестоимости и принятие управленческих решений.
Выбранный способ распределения косвенных расходов должен соответствовать используемым в организации технологическим процессам. Обычно выбирают одну из следующих баз для распределения косвенных расходов:
Пропорционально заработной плате основного производственного персонала;
Пропорционально стоимости сырья, материалов, полуфабрикатов, отпущенных в производство;
Пропорционально количеству отработанных машино-часов;
Пропорционально объему выпущенной продукции и т.д.
Прежде чем закрепить тот или иной способ распределения косвенных расходов в учетной политике, бухгалтеру рекомендуется изучить отраслевые методические рекомендации по учету, планированию и калькулированию себестоимости продукции.
В пункте 9 ПБУ 10/99 предложены следующие варианты распределения общехозяйственных расходов.
Во-первых, суммы, собранные за отчетный период по дебету счета 26, можно списывать традиционным способом в дебет счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства» и 29 «Обслуживающие производства и хозяйства». В этом случае при оприходовании на склад готовой продукции в ее оценке присутствует часть общехозяйственных расходов.
Во-вторых, в конце каждого отчетного периода можно полностью списывать общехозяйственные расходы со счета 26 непосредственно на счет 90. Это позволяет учитывать общехозяйственные расходы при формировании бухгалтерской прибыли независимо от факта реализации произведенной за отчетный период продукции (работ, услуг).
2.3.3 Основные элементы учетной политики для целей налогообложения
Каждая организация выбирает тот или иной вариант формирования налоговой базы по конкретным налогам и закрепляет его в учетной политике для целей налогообложения. Чтобы рассчитать налоги, подлежащие уплате в бюджет, налогоплательщик должен определить налоговую базу за соответствующий отчетный (налоговый) период. По некоторым налогам в Налоговом кодексе предусмотрено несколько способов формирования налоговой базы.
Право выбора того или иного способа принадлежит налогоплательщику. Правда, есть случаи, для которых Налоговый кодекс устанавливает конкретные обязанности, но не разъясняет, как их выполнить. К сожалению, термин «учетная политика» не имеет законодательного определения применительно к налогообложению. В Налоговом кодексе прописан только порядок формирования учетной политики для отдельных налогов. Тем не менее, исходя из общих принципов налогообложения, учетной политикой для целей налогообложения являются закрепляемые в приказе (распоряжении) руководителя обязательные для организации правила, в соответствии с которыми налогоплательщики обобщают информацию о подлежащих налогообложению операциях в течение отчетного (налогового) периода для определения налоговой базы по конкретному налогу.
Налогоплательщик должен принять учетную политику для целей налогообложения. Эта обязанность закреплена в следующих главах Налогового Кодекса :
В главе 21 «Налог на добавленную стоимость» (ст. 167);
В главе 25 «Налог на прибыль организаций» (ст. 313);
В главе 26 «Налог на добычу полезных ископаемых» (п. 2 ст. 339);
В главе 26.4 «Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции» (п. 16 ст. 346.38).
Изначально предполагается, что налоговую учетную политику организация применяет с момента создания и до момента ликвидации. То есть, как указано в статье 313 НК РФ, последовательно от одного налогового периода к другому. Изменить выбранную учетную политику можно только в двух случаях:
1) при изменении применяемых методов учета;
2) при изменении законодательства о налогах и сборах.
В первом случае изменения в учетную политику для целей налогообложения принимаются с начала нового налогового периода, то есть со следующего года. Во втором случае - не ранее момента вступления в силу указанных изменений. Эти положения применяются к налогу на прибыль организаций.
Изменение учетной политики применительно к НДС возможно только с 1 января года, следующего за годом ее утверждения. Иными словами, один раз в год. Других вариантов главой 21 НК РФ не предусмотрено.
Есть элементы учетной политики, которые налогоплательщик изменить не вправе. Например, метод определения количества добытого полезного ископаемого, указанный в главе 26 Кодекса. Этот метод организация применяет в период ведения деятельности по добыче полезного ископаемого. Изменить данный метод можно только в случае внесения поправок в технический проект разработки месторождения полезных ископаемых в связи с изменением технологии их добычи. В подобной ситуации либо утверждается новый приказ об учетной политике, либо вносятся изменения в прежний.
Возможна и другая группировка элементов учетной политики. Их можно условно разделить на три группы :
Основную (элементы, необходимые для учетной политики всех налогоплательщиков, применяющих обычную систему налогообложения);
Специальную (элементы, необходимые только для некоторых категорий налогоплательщиков);
Дополнительную (необязательные элементы).
К основной группе относятся элементы учетной политики, обязательное наличие которых предусмотрено налоговым законодательством, либо те, на которые в законе есть прямые ссылки.
Специальная группа (либо ее отдельные элементы) необходима тем налогоплательщикам, которые осуществляют определенные виды деятельности (либо налогоплательщикам, обладающим определенными отличительными признаками). Для них налоговым законодательством предусмотрены специальные элементы учетной политики.
В дополнительной группе закрепляются элементы учетной политики, которые не являются обязательными либо вообще не отнесены к элементам учетной политики, но, тем не менее, в законе предусмотрена альтернативная норма, позволяющая налогоплательщику выбрать один из предложенных вариантов. В последнем случае для многих налогоплательщиков целесообразно закрепить свой выбор именно в приказе, утверждающем учетную политику для целей налогообложения. Кроме того, налогоплательщик может установить также иные имеющие отношение к порядку исчисления налогов правила, которые посчитает необходимыми, при условии их соответствия (непротиворечив) Кодексу.
В учетной политике для целей налогообложения необходимо закрепить только те элементы, которые нужны налогоплательщику для ведения хозяйственной деятельности. Нет необходимости включать способы налогового учета объектов, которые отсутствуют в организации, даже если они относятся к основной группе. При возникновении новых фактов хозяйственной деятельности порядок их учета организация отражает в дополнении к учетной политике для целей налогообложения.
Основные элементы, которые необходимо закрепить в учетной политике:
1) налог на добавленную стоимость. Основным элементом, который необходимо закрепить в учетной политике для исчисления НДС, является момент определения налоговой базы. Кодексом предусмотрено два варианта:
По мере отгрузки и предъявления покупателю расчетных документов, то есть день отгрузки (передачи) товара (работ, услуг);
По мере поступления денежных средств, то есть день оплаты отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг).
Выбранный вариант нужно утвердить в учетной политике для целей налогообложения. Если же налогоплательщик не определит в своей учетной политике, какой метод он будет использовать, то моментом определения налоговой базы считается день отгрузки (передачи) товара (работ, услуг). Оба варианта имеют свои достоинства и свои недостатки.
Вариант учетной политики «по оплате» позволяет осуществлять налоговые платежи только по тем операциям, по которым уже поступили денежные средства. Это крайне важно для небольших организаций с ограниченными оборотными средствами. Однако вариант учетной политики «по отгрузке» является более простым и позволяет исключить различные ошибки, возникающие в связи с необходимостью правильно определять дату оплаты. Правда, метод «по оплате» явно выгоднее - он позволяет отсрочить налоговые платежи и более экономно и рационально распределять денежные
средства. Хотя при совпадении моментов отгрузки и оплаты (например, розничная торговля) лучше применять метод учета «по отгрузке».
2) налог на прибыль организаций. Наибольшее количество альтернативных норм, позволяющих налогоплательщикам выбрать тот или иной способ учета для целей налогообложения, относится к исчислению налога на прибыль организаций. Прежде всего, в учетной политике необходимо закрепить порядок ведения налогового учета. Он не имеет жесткой регламентации, и налогоплательщик должен разработать его самостоятельно. Помимо этого нужно разработать формы документов налогового учета. Причем в качестве таких документов организация может использовать самостоятельные регистры налогового учета. Либо применять регистры бухгалтерского учета, дополненные необходимыми реквизитами, указанные в статье 313 НК РФ.
Однако в любом случае полного совмещения бухгалтерского и налогового учета достичь невозможно. Более того, у них различные задачи. Смешивая их, можно, ненамного облегчив себе работу, в итоге добиться лишь возникновения ошибок либо в налоговом учете, либо в бухгалтерском. Это же относится и к другим элементам учетной политики для целей налогообложения, которые вовсе не должны быть одинаковыми с теми, которые приняты для бухучета. Во многих случаях, чтобы избежать ошибок и неточностей, и в первую очередь в данных бухучета, разумнее будет утвердить самостоятельные регистры налогового учета.
Формы регистров налогового учета, а также порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов утверждаются организацией в приложении к учетной политике.
Налогоплательщики, сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) которых без учета НДС не превысила 1 000 000 руб. за каждый квартал в среднем за предыдущие четыре квартала, должны установить в учетной политике момент признания доходов и расходов (определение даты получения дохода или расхода). Они вправе выбрать либо метод начисления, либо кассовый метод. Те же, кто не соответствует этому критерию, должны применять только метод начисления. При использовании метода начисления доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав. При кассовом методе датой получения дохода признается день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, поступления иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также день погашения задолженности перед налогоплательщиком иным способом.
Конечно, кассовый метод удобен тем, что доход от хозяйственных операций, как правило, возникает только после реального получения денежных средств. Но его применение сопряжено со значительными рисками. В частности, при превышении предельного размера суммы выручки от реализации товаров (работ, услуг), установленного пунктом 1 статьи 273 Кодекса, в течение налогового периода налогоплательщик обязан перейти на определение доходов и расходов по методу начисления. Причем с начала налогового периода, в течение которого было допущено такое превышение.
Налогоплательщики вправе самостоятельно определить метод оценки сырья и материалов, используемых при производстве (изготовлении) товаров (выполнении работ, оказании услуг), для определения размера материальных расходов и метод оценки покупных товаров при их реализации для определения стоимости приобретения товаров. Они практически одинаковые.
Для оценки сырья и материалов используются следующие методы :
1) метод оценки по стоимости единицы запасов;
2) метод оценки по средней стоимости;
3) метод оценки по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО);
4) метод оценки по стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО).
Для оценки покупных товаров налогоплательщики могут выбрать следующие методы :
1) по стоимости первых по времени приобретения (ФИФО);
2) по стоимости последних по времени приобретения (ЛИФО);
3) по средней стоимости;
4) по стоимости единицы товара.
И в том и в другом случае следует выбрать метод, который наиболее подходит для той деятельности, которую ведет налогоплательщик. Метод оценки по стоимости единицы запасов (по стоимости единицы товара) обычно имеет смысл применять тем, кто работает с товаром (сырьем либо материалом), имеющим большую стоимость и определенную уникальность. То есть, несмотря на принадлежность к группе товаров (сырья либо материалов) имеет индивидуальные признаки, влияющие на его стоимость. Например, дорогостоящее промышленное оборудование, изделия из драгоценных камней и т.п.
Метод средней стоимости используется обычно при большом количестве товаров (сырья либо материалов) и значительных объемах продаж (например, розница), потому что другие методы применять затруднительно, так как это сопряжено с неоправданными дополнительными временными затратами.
Метод оценки по стоимости последних по времени приобретения (ЛИФО) выгодно применять, когда стоимость реализуемых товаров (работ, услуг) постоянно растет. Например, в условиях инфляции. В такой ситуации применение метода ЛИФО позволит за счет увеличения материальных расходов (стоимости приобретения товаров) немного уменьшить налоговую базу.
Метод оценки по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО), наоборот, выгоден при наличии постоянной тенденции на снижение стоимости реализуемых товаров (работ, услуг) по тем же причинам.
Порядок расчета и применения указанных способов при оценке активов налоговым законодательством не предусмотрен. Поэтому следует обращаться к нормам бухучета, так как институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в Налоговом кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом. Об этом гласит пункт 1 статьи 11 НК РФ.
В учетной политике для целей налогообложения можно закрепить и метод начисления амортизации, определив критерий, по которому амортизируемое имущество можно объединить в группы для присвоения такой группе одного из двух методов:
Линейного метода (к зданиям, сооружениям, передаточным устройствам, входящим в восьмую - десятую амортизационные группы, независимо от сроков ввода в эксплуатацию этих объектов может применяться только линейный метод начисления амортизации);
Или нелинейного метода.
Представляется, однако, что это не совсем удобно. Прежде всего из-за того, что каждой единице амортизируемого имущества должен быть назначен метод начисления амортизации. При этом он не может быть изменен в течение всего периода начисления амортизации по объекту амортизируемого имущества, тогда как учетная политика может меняться каждый год. Можно установить такой элемент учетной политики, как метод амортизации, отдельным приказом, что позволит избежать путаницы при изменении в дальнейшем учетной политики в части применения метода амортизации к вновь приобретенному имуществу.
Применение специальных коэффициентов амортизации (не распространяются на основные средства, относящиеся к первой, второй и третьей амортизационным группам, если амортизация по данным основным средствам начисляется нелинейным методом) можно установить как в приказе об утверждении учетной политики для целей налогообложения, так и в отдельном приказе. Обратите внимание: в случае установления применения коэффициентов в приказе об учетной политике они должны оставаться неизменными в течение всего налогового периода. В то время как законодательством не установлено ограничений по применению указанных коэффициентов с середины года или по прекращению их использования до конца года.
Что касается начисления амортизации по нормам амортизации ниже установленных статьей 259 НК РФ, то, приняв такое решение, его также можно включить в учетную политику. Ведь использование пониженных норм амортизации допускается только с начала налогового периода и в течение всего налогового периода. Необходимость применения пониженных коэффициентов вызывает некоторые сомнения, но в ряде случаев это бывает необходимо. Например, при приобретении амортизируемого имущества налогоплательщик изначально предполагает продать его и, чтобы при продаже налоговая база не была чрезвычайно большой, можно заранее позаботиться об ее уменьшении за счет высокой остаточной стоимости, применив пониженные коэффициенты амортизации.
Статья 266 НК РФ позволяет налогоплательщикам сформировать резервы по сомнительным долгам. Сумма такого резерва не может превышать 10% от выручки отчетного (налогового) периода, определяемой в соответствии со статьей 249 НК РФ. Налогоплательщик самостоятельно решает, создавать ему резервы по сомнительным долгам или нет. Создавать резерв целесообразно прежде всего налогоплательщикам, которые реализуют свои товары (работы, услуги) на условиях отсрочки платежа и имеют постоянные проблемы с дебиторской задолженностью.
Формировать резерв по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию могут налогоплательщики, реализующие товары (работы) по договорам с условиями об обслуживании и ремонте в течение гарантийного срока. Резерв создается в отношении именно таких товаров (работ). Это обычно вызвано потребностью равномерного распределения расходов на гарантийный ремонт (обслуживание), необходимость в котором, как правило, возникает ближе к окончанию гарантийного срока. Налогоплательщик самостоятельно определяет предельный размер отчислений в этот резерв.
Резерв расходов на ремонт основных средств, как правило, нужен налогоплательщикам, имеющим основные средства, требующие планового ремонта, для равномерного включения таких затрат в состав расходов.
Формирование резерва предстоящих расходов на оплату отпусков, резерва на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет, как правило, необходимо организациям, имеющим большой штат сотрудников.
Отдельно в Кодексе выделены доходы, связанные с производством с длительным (более одного налогового периода) технологическим циклом. Они распределяются налогоплательщиком самостоятельно в соответствии с принципом формирования расходов по указанным работам (услугам). Например, организация может распределять такие доходы равномерно или пропорционально доле фактических расходов отчетного периода в общей сумме расходов, предусмотренных в смете. Также можно установить иной экономически обоснованный метод признания доходов. Принципы и методы, в соответствии с которыми распределяется доход от реализации, закрепляются в учетной политике для целей налогообложения. Устанавливать подобные принципы в учетной политике разумно при наличии постоянной деятельности, связанной с долгосрочными (более одного налогового периода) договорами.
Закреплять в учетной политике отдельные элементы специальной группы необходимо тем налогоплательщикам, которые осуществляют определенные виды деятельности. Например, это касается профессиональных участников рынка ценных бумаг и т.п. Альтернативные нормы, позволяющие определенным категориям налогоплательщиков сделать выбор, каким образом им вести учет, приведены в таблице 2 .
Таблица 2 - Специальные элементы учетной политики
Элементы учетной политики |
Варианты учетной политики |
|
НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ |
||
Порядок формирования налоговой базы по операциям с ценными бумагами |
Профессиональные участники рынка ценных бумаг (включая банки), не осуществляющие дилерскую деятельность, самостоятельно выбирают виды ценных бумаг (обращающихся или не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг), по операциям с которыми при формировании налоговой базы в доходы и расходы включаются иные (непосредственно не связанные с операциями с этими ценными бумагами) доходы и расходы, определенные в соответствии с главой 25 НК РФ |
статьи 280 |
Порядок квалификации операций с ценными бумагами |
Налогоплательщик выбирает порядок налогообложения операции с ценными бумагами, которая может быть квалифицирована так же, как операция с финансовыми инструментами срочных сделок |
статьи 280 |
Квалификация срочных сделок |
Налогоплательщик должен определить критерии отнесения сделок, предусматривающих поставку предмета сделки (за исключением операций хеджирования), к категории операций с финансовыми инструментами срочных сделок |
Пункт 2 статьи 301 |
Порядок расчета налогооблагаемой прибыли (для иностранных организаций, осуществляющих деятельность (приводящую к образованию постоянного представительства) на территории РФ через более чем одно отделение, в случае если такая деятельность осуществляется в рамках единого технологического процесса, или в других аналогичных случаях по согласованию с МНС России) |
Расчет производится: 1) по каждому отделению в отдельности; 2) в целом по группе таких отделений (в том числе по всем отделениям). Данный выбор возможен при условии применения всеми включенными в группу отделениями единой учетной политики в целях налогообложения. При этом организации могут выбрать, какое из отделений будет вести налоговый учет, а также представлять налоговые декларации по месту нахождения каждого отделения |
Пункт 4 статьи 307 |
Определение доли расходов на освоение природных ресурсов, относящихся к нескольким участкам недр, учитываемых отдельно по каждому участку недр |
Налогоплательщик самостоятельно определяет долю расходов на освоение природных ресурсов, приходящуюся на каждый конкретный участок недр, либо устанавливает порядок расчета этой доли |
Пункт 2 статьи 261 |
Формирование резервов банков на возможные потери по ссудам по ссудной и приравненной к ней задолженности (включая задолженность по межбанковским кредитам и депозитам) |
Налогоплательщик вправе создавать резерв предстоящих расходов на возможные потери по ссудам по ссудной и приравненной к ней задолженности (включая задолженность по межбанковским кредитам и депозитам) в порядке, предусмотренном НК РФ. Суммы отчислений в резервы на возможные потери по ссудам, сформированные в порядке, устанавливаемом ЦБ РФ в соответствии с Федеральным законом от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», признаются расходом с учетом ограничений, предусмотренных статьей 292 НК РФ |
Статья 292 |
Формирование резервов под обесценение ценных бумаг у профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих дилерскую деятельность |
Налогоплательщик, применяющий доходы и расходы по методу начисления, вправе: 1) относить на расходы в целях налогообложения отчисления в резервы под обесценение ценных бумаг; 2) не относить на расходы такие отчисления |
Статья 300 |
К дополнительным элементам можно отнести любые, даже не упоминаемые в Налоговом кодексе правила, которые налогоплательщик будет применять для учета (таблица 3 ). Кроме того, Кодекс содержит альтернативные нормы, которые прямо не отнесены законодателем к элементам учетной политики, но могут быть включены в нее в качестве равноправных элементов.
Таблица 3 - Дополнительные элементы учетной политики
Элементы учетной политики |
Варианты учетной политики |
|
Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика |
1. Освобождение от уплаты НДС. 2. Уплата НДС в общем порядке. Выбор возможен при условии, что за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС не превысила в совокупности 1 000 000 руб. |
Статья 145 |
Определение операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) |
1. Организация пользуется правом освобождения от налогообложения операций, предусмотренных пунктом 3 статьи 149 НК РФ. 2. Организация отказывается от права освобождения от налогообложения операций, предусмотренных пунктом 3 статьи 149 НК РФ |
Пункты 3 и 5 статьи 149 |
Порядок ведения раздельного учета |
При осуществлении операций, подлежащих налогообложению, и операций, не подлежащих налогообложению, налогоплательщик обязан вести их раздельный учет |
Пункт 4 статьи 149 |
Сроки уплаты налога в бюджет |
1. Ежемесячная уплата налога. 2. Ежеквартальная уплата налога, исходя из фактической реализации (передачи) товаров за истекший квартал. Выбор возможен при условии, что ежемесячно в течение квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС не превысила 1 000 000 руб. |
Пункт 6 статьи 174 |
Критерии отнесения затрат к тем или иным группам расходов |
При наличии затрат, которые с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов, налогоплательщик вправе самостоятельно определить, к какой именно группе отнести такие расходы. Закрепление таких критериев в учетной политике позволит единожды разработать и применять в последующем одни и те же правила ко всем подобным затратам |
Пункт 4 статьи 252 |
Норма амортизации по объектам основных средств, бывших в эксплуатации |
1. По основным средствам, бывшим в употреблении, норма амортизации определяется с учетом срока эксплуатации имущества предыдущими собственниками. 2. По основным средствам, бывшим в употреблении, норма амортизации определяется без учета срока эксплуатации имущества предыдущими собственниками |
Пункт 12 статьи 259 |
Применение порядка определения расходов на содержание вахтовых и временных поселков, включая все объекты жилищно-коммунального и социально-бытового назначения, подсобных хозяйств и иных аналогичных служб, в организациях, осуществляющих деятельность вахтовым способом или работающих в полевых (экспедиционных) условиях |
При отсутствии нормативов, утвержденных органами местного самоуправления, налогоплательщик вправе: 1) применять порядок определения расходов на содержание этих объектов, действующий для аналогичных объектов, находящихся на данной территории и подведомственных указанным органам; 2) не применять указанный порядок |
Подпункт 32 пункта 1 статьи 264 |
Порядок переноса убытка на будущее |
1. Уменьшение налоговой базы текущего отчетного периода на всю сумму полученных в предыдущих налоговых периодах убытков (с учетом ограничений, установленных статьей 283 НК РФ). 2. Уменьшение налоговой базы текущего отчетного периода на часть суммы полученных в предыдущих налоговых периодах убытков (с учетом ограничений, установленных статьей 283 НК РФ) |
Статья 283 |
По ряду вопросов Кодекс устанавливает только общие нормы, но не содержит конкретных способов их реализации. В частности, это касается порядка организации раздельного учета затрат у предприятий, имеющих операции, одновременно облагаемые и не облагаемые НДС. Например, при отгрузке продукции на экспорт и внутренний рынок. Если раздельный учет у налогоплательщика отсутствует, сумма налога по приобретенным товарам (работам, услугам) вычету не подлежит и в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, не включается. Таким образом, чтобы избежать лишних споров с налоговой инспекцией, в учетной политике нужно установить порядок ведения раздельного учета. Раздельный учет необходимо вести и при реализации подакцизных товаров при использовании разных налоговых ставок. В противном случае определяется единая налоговая база по всем операциям реализации (передачи) подакцизных товаров. Следовательно, порядок ведения раздельного учета в отношении подакцизных товаров также необходимо отразить в учетной политике.
Статья 252 НК РФ содержит понятие расходов, а также порядок их группировки. При этом законодатель допускает существование затрат, которые с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов. В этом случае налогоплательщик вправе самостоятельно определить, к какой именно группе он отнесет такие расходы. Представляется, что налогоплательщикам, имеющим такую категорию затрат, будет удобнее всего сделать свой выбор и закрепить его в учетной политике.
То же относится и к определению некоторых доходов. В частности, пункт 4 статьи 252 НК РФ устанавливает, что налогоплательщик определяет, куда он будет относить доходы от сдачи имущества в аренду (субаренду) - к доходам от реализации или к внереализационным. Доходы от предоставления в пользование прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (в частности, от предоставления в пользование прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности) также могут относиться как к доходам от реализации, так и к внереализационным.
Краткосрочная финансовая политика напрямую зависит от принятой предприятием учетной политики, которая представляет собой принятую организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. Учетная политика организации формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации и утверждается руководителем организации.
Основными элементами учетной политики являются:
Рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности; формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
Порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
Методы оценки активов и обязательств;
Правила документооборота и технология обработки учетной информации;
Порядок контроля за хозяйственными операциями;
Другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
При формировании учетной политики организации по конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету (таблица 2).
Таблица 2
Элементы учетной политики, оказывающие наибольшее влияние на формирование финансового результата предприятия
Элементы учетной политики |
Возможные варианты осуществления |
Способ амортизации основных средств |
Способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования; |
Способ амортизации нематериальных активов |
Линейный способ; Способ уменьшаемого остатка; Способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) |
Способ оценки материально-производственных запасов при отпуске в производство и при ином выбытии (кроме товаров, учитываемых по продажной стоимости) |
По себестоимости каждой единицы; По средней себестоимости; По себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов (способ FIFO); По себестоимости последних по времени приобретения материально-производственных запасов (способ LIFO) |
Порядок учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг) |
Выбор способов учета общепроизведенных, общехозяйственных расходов, затрат на ремонт основных средств, незавершенного производства осуществляется в рамках действующих отраслевых инструкций (указаний)с учетом требований национальных стандартов финансовой отчетности (ПБУ) |
Способ оценки финансовых вложений при их выбытии |
По первоначальной стоимости каждой единицы; По средней первоначальной стоимости; По первоначальной стоимости первых; По времени приобретения финансовых вложений запасов (способ ФИФО) |
Порядок оценки финансовых вложений, по которым можно определить текущую рыночную стоимость |
Ежеквартальная корректировка стоимости; Ежемесячная корректировка стоимости |
Если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа исходя из настоящего и иных положений по бухгалтерскому учету.
Принятая организацией учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т.п.) организации.
Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с 1 января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа. При этом они применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс) независимо от их места нахождения .
Вновь созданная организация оформляет избранную учетную политику до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации). Принятая вновь созданной организацией учетная политика считается применяемой со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации).
Налоговая политика предприятия неразрывно связана с учетной политикой, т.к. выбор методов отнесения затрат на себестоимость может влиять на величину налогооблагаемой базы налога на прибыль. Как правило, снижение налоговой нагрузки субъекта хозяйствования осуществляется посредством специальных методик. Принято выделять два вида реализации налоговой политики предприятия:
1) оптимизация налогов посредством налогового планирования с соблюдением требований налогового, административного и уголовного законодательства или, в крайнем случае, с использованием противоречий в законах, трактуемых в пользу налогоплательщика. Условно методы оптимизации налогов можно разделить на четыре группы:
Через учетную политику (определение методов амортизации, оценки материально-производственных запасов при их списании в производство или на продажу, резервирование) и налоговые льготы ;
Посредством специальных приемов оформления договорных отношений:
· через договор (установление особых условий договора: от его содержания и юридической грамотности зависит применяемый режим налогообложения, сюда же входит и цена договора);
· «замена отношений» и «разделение отношений» (эти методы связаны и заключаются в том, что одна хозяйственная операция, имеющая конкретное экономическое содержание, может быть оформлена разными по юридической форме договорами);
Через оффшор;
Другие методы (отсрочка налогового платежа, прямое сокращение объекта налогообложения и т. д.).
2) уклонение от уплаты налогов - используются незаконные схемы, вплоть до грубого нарушения закона .
Таблица 3
Объекты и задачи финансового менеджмента в рамках реализации краткосрочной финансовой политики
Уровень финансового менеджмента |
Объект финансового менеджмента |
Возможные задачи |
Краткосрочная финансовая политика |
Выработка общей линии поведения |
Выбор модели управления оборотным капиталом |
Определение размера участия заемного капитала в допустимой степени зависимости от кредиторов |
||
Стратегия финансирования |
Создание условий для гибкого текущего финансирования |
Определение круга стратегических кредиторов |
Определение форм заимствований с учетом особенностей производственно-финансового цикла предприятия, цены заемных средств и налогового аспекта заимствований |
||
Подготовка условий для оперативного размещения временно свободных средств, налаживание контактов с финансовыми посредниками |
||
Создание внутренних резервов (резервы предстоящих расходов, резервы по сомнительным долга и др.) |
||
Поддержание оптимального уровня ликвидности |
Рациональное распределение долговой нагрузки предприятия в соответствии с особенностями ее производственного и финансового цикла |
|
Тактические задачи |
Оперативное обеспечение гибкости текущего финансирования |
Увеличение или уменьшение объемов заимствований в соответствии с изменяющимися потребностями предприятия |
Переключение на альтернативные источники заимствований по мере возникновения необходимости |
||
Контроль за своевременным погашением дебиторской и кредиторской задолженностей, кредитов, займов, выплат процентов по ним |
||
Текущее поддержание баланса между требованиями и обязательствами по суммам и срокам (ликвидности) |
||
Выбор конкретных форм краткосрочных финансовых вложений по критерию соотношения доходности и риска, диверсификации вложений |
К сожалению, четко провести грань между законной и незаконной оптимизацией налогов достаточно затруднительно.
Исполнение одной из основных целей краткосрочной финансовой политики - обеспечение бесперебойного финансирования текущей деятельности организации, предусматривает формулирование комплекса частных подзадач. В рамках краткосрочной финансовой политики, по степени конкретизации ее объектов и характеру решаемых задач, возможно выделить следующие уровни финансового менеджмента (таблица 3)
Контрольные вопросы
- Основные цели финансовой политики предприятия
- Взаимосвязь краткосрочной финансовой политики с другими дисциплинами
- Основные различия между краткосрочной и долгосрочной финансовой политикой.
- Элементы учетной политики организации, влияющие на формирование финансового результата.
- Связь краткосрочной финансовой политики с налоговой политикой организации.
Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008) Приложение N 1 к приказу Минфина РФ от 6 октября 2008 г. N 106н
В зависимости от «версии» действующего в данном регионе в конкретный момент времени законодательства, возможно использовать следующие основания для получения налоговых льгот:
По номенклатуре продукции (товары первой необходимости, для детей и др.);
По направлению расходования средств (некоторые виды капитальных вложений, благотворительность);
По составу работников (льготы для предприятий, в которых трудятся инвалиды);
По численности работников (малые предприятия);
По принадлежности предприятия (предприятия потребкооперации, расположенные в районах Крайнего Севера, протезно-ортопедические и пр.)
Перед дальнейшим изучением материала настоятельно советую ознакомиться с Уголовным кодексом РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (с соответствующими изменениями и дополнениями). Глава 22. Преступления в сфере экономической деятельности.
Учетная политика организации должна включать в себя ряд обязательных элементов.
Одним из элементов, подлежащих закреплению в учетной политике организации, является рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета и отчетности.
Разработка рабочего плана счетов. Организация самостоятельно разрабатывает рабочий план счетов на основе утверждённого плана. Она вправе из всей совокупности систематических счетов выбрать действительно необходимые для себя, вводить (с разрешения МФ РФ) новые систематические счета, используя свободные коды счетов.
На основе системы субсчетов, предусмотренной утверждённым Планом счетов и Инструкцией по применению Плана счетов, организации определяют перечень используемых субсчетов, при необходимости объединения, исключая или добавляя новые субсчета, а также полную номенклатуру аналитических счетов и их кодовые обозначения.
Выбор формы бухгалтерского учёта. Организация самостоятельно выбирает форму учёта (журнально-ордерная, мемориально-ордерная, упрощённая, машинно-ориентировочная), перечень применяемых учётных реестров, их построение, последовательность и способы записи в них.
Организация бухгалтерского учёта. Организация самостоятельно выбирает организационное построение бухгалтерии. Кроме того, бухгалтерский учёт и отчётность могут осуществляться специализированной организацией или соответствующим специалистом на договорных началах. Организация может выделить на отдельный баланс свои производства и хозяйства, а также филиалы, представительства, отделения и другие обособленные подразделения, входящие в состав предприятия.
В организациях малого бизнеса, не имеющих в штате кассира, его обязанности могут выполняться главным бухгалтером или другими работниками по письменному распоряжению руководителя организации.
Определение количества и сроков проведения инвентаризации имущества и обязательств. При проведении обязательных инвентаризаций для составления годовой отчётности организациям предоставлено право проводить инвентаризацию основных средств один раз в три года, библиотечных фондов - один раз в пять лет. В районах, расположенных на Крайнем Севере и приравненных к ним местностях, инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться в период их наименьших остатков. Количество необязательных для инвентаризации основных средств в отчётном году, даты проведения инвентаризаций, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливаются самой организацией.
Перед составлением годового отчета проводится инвентаризация статей баланса в следующие сроки: основные средства и нематериальные активы - не ранее 1 октября отчетного года; сырье и материальные ценности и товары - не ранее 1 июня; расчеты с банками, денежные средства, ценные бумаги, денежные документы, расчеты по налогам и платежам в бюджет и внебюджетные фонды - по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным.
При формировании учетной политики организации закреплению подлежат методы оценки активов и обязательств. К ним можно отнести методы:
формирования первоначальной оценки активов;
начисления амортизации активов (линейным, способом уменьшаемого остатка, способом списания стоимости пропорционально объему продукции (работ), способом списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования);
оценки активов при их списании;
оценки обязательств при их возникновении и исполнении.
Указанные методы должны быть закреплены в отношении каждой статьи активов и обязательств организации (нематериальные активы, основные средства и т.д.)
Правила документооборота и технология обработки учетной информации также подлежат обязательному закреплению в учетной политике организации. График документооборота может быть оформлен в виде схемы или перечня работ по созданию, проверке и обработке документов, выполняемых каждым подразделением организации, а также всеми исполнителями с указанием их взаимосвязи и сроков выполнения работ. Регистры бухгалтерского учета могут вестись как ручным способом, так и с применением вычислительной техники.
В составе учетной политики организации должен быть утвержден график документооборота, предусматривающий в отношении каждого первичного документа, применяемого организацией для оформления фактов хозяйственной деятельности, следующие сведения:
данные о создании или получении документа:
количество экземпляров;
лицо (служба), ответственное за выписку или за получение документа от контрагента;
лицо (служба), ответственное за оформление документа;
время составления документа (непосредственно в момент совершения операции, сразу после ее совершения);
данные о принятии к учету и обработке документа:
лицо (служба), ответственное за представление документа в бухгалтерию организации;
срок представления документа в бухгалтерию организации;
порядок представления документа в бухгалтерию организации;
лицо (служба), ответственное за проверку документа;
данные об обработке документа:
лицо (служба), ответственное за обработку документа;
срок исполнения;
данные о передаче в архив:
лицо (служба), ответственное за передачу документа в архив;
срок, по истечении которого документ подлежит передаче в архив.
Данный график должен устанавливать рациональный документооборот, т.е. предусматривать оптимальное число подразделений организации и исполнителей для прохождения каждым первичным документом, определять минимальный срок его нахождения в подразделении. График документооборота должен способствовать улучшению всего учетного процесса организации, а также усилению контрольных функций бухгалтерского учета.
В учетной политике организации определяется порядок осуществления контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
Формы документов должны быть построены таким образом, чтобы они содержали все показатели, необходимые для последующего формирования достоверного и полного представления о финансовом положении организации в целом, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении.
Данные формы могут полностью повторять формы бухгалтерской отчетности организаций и в таком виде, как правило, применяются в отношении подразделений организации, выделенных на отдельный баланс.
Организация также вправе установить иные формы отчетности для своих подразделений. Они могут быть составлены в виде регистров учета, перечней, оборотно-сальдовых ведомостей и т.п. При утверждении форм документов особое внимание следует обратить на то, какие лица подразделения, представляющего внутреннюю бухгалтерскую отчетность, имеют право ее подписи (руководитель подразделения, бухгалтер и т.п.). Ограничения в отношении форм рассматриваемых документов нормативными актами по бухгалтерскому учету не предусмотрены.
Кроме того, организации следует установить способ представления форм внутренней бухгалтерской отчетности (на бумажных носителях, на магнитных и иных носителях информации (дискеты, диски и т.п.)) и сроки ее представления.
Каких-либо ограничений по способам представления внутренней бухгалтерской отчетности нормативные акты по бухгалтерскому учету также не содержат. При утверждении сроков представления внутренней бухгалтерской отчетности организации следует исходить из сроков, установленных для представления бухгалтерской отчетности организации, а также периода времени, необходимого для составления данной отчетности на основании сведений, представляемых обособленными подразделениями.
Таким образом, при утверждении учетной политики организации следует отразить:
перечень подразделений, выделенных на отдельный баланс;
формы документов внутренней бухгалтерской отчетности для подразделений, выделенных на отдельный баланс;
способ представления внутренней бухгалтерской отчетности подразделениями, выделенными на отдельный баланс;
срок представления внутренней бухгалтерской отчетности подразделениями, выделенными на отдельный баланс;
перечень подразделений, не имеющих отдельного баланса, но обязанных представлять внутреннюю бухгалтерскую отчетность;
формы документов внутренней бухгалтерской отчетности для подразделений, не имеющих отдельного баланса, но обязанных представлять внутреннюю бухгалтерскую отчетность;
способ представления внутренней бухгалтерской отчетности подразделениями, не имеющими отдельного баланса, но обязанными представлять внутреннюю бухгалтерскую отчетность;
срок представления внутренней бухгалтерской отчетности подразделениями, не имеющими отдельного баланса, но обязанными представлять внутреннюю бухгалтерскую отчетность.
Структуру и элементы учетной политики организация выбирает самостоятельно. Обязательным условием при составлении учетной политики является необходимость составлять учетную политику для целей бухгалтерского учета и для целей налогообложения (Приложение 1,2). Оформить эти политики можно как двумя отдельными Приказами, так и одним общим. Но в любом случае при формировании данных документов необходимо по возможности сблизить бухгалтерский и налоговый учет. Это значительно упростит работу бухгалтерии.
Учетная политика для целей бухгалтерского учета
Учетная политика организации для целей бухгалтерского учета обычно состоит из 2 разделов:
- - организационно - технический;
- - методологический.
Организационно - технический раздел.
Данный раздел учетной политики может включать в себя решение следующих вопросов:
- 1) Организация бухгалтерского учета. Предприятие самостоятельно определяет организационные формы построения бухгалтерии. К приказу об учетной политике в качестве приложения приводятся: Положение о бухгалтерской службе, должностные инструкции работников бухгалтерии, форма договора (контракта) с организацией или бухгалтером - специалистом, ведущим бухгалтерский учет, иные аналогичные документы.
- 2) План счетов бухгалтерского учета. На основе утвержденного Министерством Финансов Российской Федерации Плана счетов бухгалтерского учета разрабатывается собственный рабочий план, в котором предусматриваются счета, необходимые для ведения в организации синтетического и аналитического учета. Субсчета. предусмотренные планом счетов, могут исключаться, добавляться, объединяться, а также возможно изменение наименования и назначения того или иного субсчета. При этом следует иметь в виду, что дополнительные счета первого порядка, не предусмотренные в утвержденном Плане счетов, могут вводится только по согласованию с Министерством Финансов Российской Федерации, основанием для введения таких счетов может служить появление новых видов имущества, обязательств и т.д.
- 3) Формы первичных учетных документов. Согласно Федеральному закону « О бухгалтерском учете», первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Приказом по учетной политике должны быть утверждены формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые (унифицированные) формы.
- 4) График документооборота. Документооборот в организации регламентируется графиком, составляемым в виде схемы или перечня работ, выполняемых каждым структурным подразделением, а также всеми исполнителями с указанием их взаимосвязи и сроков выполнения работ, и должности лиц, имеющих право и подписи первичных учетных документов.
- 5) Формы бухгалтерского чета и технология обработки учетной информации. Предприятие самостоятельно выбирает форму бухгалтерского учета, определяя перечень и построение учетных регистров, последовательность и технику записей в них, их взаимосвязь. В основе выбора лежат такие критерии, как объемы обрабатываемой информации, наличие средств автоматизации учета.
- 6) Инвентаризация имущества и обязательств. Организацией утверждаются количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень проверяемого имущества и обязательств. Например, инвентаризация товаров в торговой организации может проводится ежемесячно, а инвентаризация основных средств - один раз в три года. Организации следует решить, в какие сроки будет производиться инвентаризация соответствующих активов и пассивов баланса, а также других объектов учета, числящихся на забалансовых счетах.
- 7) Внутренняя отчетность. Предприятие решает, как построить внутренний учет, какая внутренняя отчетность необходима для управления. Необходимо определить состав и формы внутренней отчетности, периодичность её составления и представления, лиц, ответственных за её составление, а также потенциальных пользователей этой отчетности.
- 8) Другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета. Это могут быть:
- - разработанная организацией номенклатура дел, формируемых в бухгалтерской службе, с указанием сроков их хранения;
- - сроки и порядок выдачи наличных денежных средств под отчет сотрудникам, оформления отчетов по их использованию (п. 11 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного письмом Центрального банка РФ от 4 октября 1993г. № 18);
- - порядок использования ККМ или бланков строгой отчетности в случаи ведения денежных расчетов с населением за наличный расчет Закон РФ от 18 июня 1993г. № 5215 - 1 «Применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением», постановление Правительства РФ от 7 августа 1998г. № 904 (Закон РФ от 18 июня 1993г. № 5215 - 1 «Применении контрольно - к.
- - выписки из положений, регламентирующих формы и системы оплаты труда в организации, работу с персоналом (в части, имеющей отношение к начислению заработной платы, компенсаций работникам и иным вопросам ведения бухгалтерского учета) и т.д.
Методологический раздел. Методический аспект учетной политики предполагает выбор альтернативных вариантов элементов учетной политики с учетом требований нормативных документов.
Формируя учетную политику, предприятие должно раскрывать выбранные способы ведения бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решения пользователями бухгалтерской отчетности. Существенными признаются способы ведения бухгалтерского учета, без знания которых пользователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка имущественного и финансового состояния, денежного оборота или результатов деятельности предприятия. К ним относятся способы, указанные в таблице 1.
Способы ведения бухгалтерского учета
Таблица 1.
Учет основных средств |
||
Элементы учетной политики |
Допустимые варианты бухгалтерского учета |
Основания |
Установление лимита для списания основных средств на затраты по мере отпуска в производство |
|
п. 18 ПБУ 6/01 |
Квалификация приобретенных книг, брошюр и т.п. изданий |
|
п. 18 ПБУ 6/01 |
Переоценка основных средств |
|
|
Способ начисления амортизации по основным средствам |
|
п. 18 ПБУ 6/01 |
Порядок учета и финансирования расходов на ремонт основных средств |
|
пп. 67 и 69 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств |
Пообъектный учет основных средств |
|
п. 12 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств |
Учет нематериальных активов |
||
Способ начисления амортизации по нематериальным активам |
|
п. 15 ПБУ 14/2000 |
Способ погашения стоимости нематериальных активов |
|
п. 21 ПБУ 14/2000 |
Порядок списания расходов по НИОКР, давшим положительный результат |
|
п. 11 ПБУ 17/02 |
Учет материально-производственных запасов |
||
Оценка приобретаемых материалов |
|
Инструкции к Плану счетов, п. 85 Методических указаний по материально-производственным запасам |
Определение учетной цены материально-производственных запасов |
|
п. 80 и 166 Методических указаний по материально-производственным запасам |
Методы выявления отклонений от норм расхода материалов |
|
п. 102 Методических указаний по материально-производственным запасам |
Порядок списания отклонений и ТЗР |
|
п. 87 и 88 Методических указаний по материально-производственным запасам |
Способ оценки материально-производственных затрат при отпуске в производство и ином выбытии |
|
п. 16 ПБУ 5/01, п. 78 Методических указаний по материально-производственным запасам |
Исчисление себестоимости единицы запаса при списании (отпуске) материалов по себестоимости каждой единицы |
|
п. 74 Методических указаний по материально-производственным запасам |
Создание резерва под снижение стоимости материально-производственных затрат |
|
п. 20 Методических указаний по материально-производственным запасам |
Оценка приобретаемой тары |
|
п. 166 Методических указаний по материально-производственным запасам |
Учет выпуска продукции, работ, услуг |
|
План счетов |
Оценка готовой продукции |
|
п. 204-207 Методических указаний по материально-производственным запасам |
Оценка отгруженной продукции (сданных работ, услуг) |
|
п. 61 Положения по ведению бухгалтерского учета |
Оценка приобретенных товаров в розничной торговле |
|
п. 13 ПБУ 5/01 |
Способ учета затрат по заготовке и доставке товаров до центральных складов (баз), производимой до момента их передачи в продажу |
|
|
Учет товаров в неторговых организациях |
|
|
Учет затрат |
||
Формирование расходов по обычным видам деятельности |
|
|
Оценка незавершенного производства при массовом и серийном производстве. |
|
|
Способ признания коммерческих расходов (счет 44). |
|
|
Способ признания управленческих расходов (счет 26) |
|
|
Способ (база) распределение косвенных расходов му объектами калькулирования. |
|
|
Способ списания расходов будущих периодов. |
|
|
Перечень создаваемых резервов |
|
|
Учет финансовых вложений |
||
Признание иных затрат по приобретению, помимо контрактной цены (в случае несущественности сумм) |
|
|
Оценка некотируемых финансовых вложений при их выбытии. |
|
|
Периодичность определения текущей рыночной цены по котируемым вложениям |
|
|
Некотируемые долговые ценные бумаги. |
|
|
Учет доходов |
||
Признание доходов. |
|
|
Определение дохода по работам долгосрочного характера. |
|
|
Признание доходами от обычных видов деятельности или операционными доходами. |
|
|
Учет кредитов и займов |
||
Перевод долгосрочной задолженности в краткосрочную |
|
|
Отражение процентов дисконта по выданным векселям, облигациям и иным выданным заемным обязательствам. |
|
Принятая учетная политика предприятием должна раскрываться для внешних пользователей финансовой информации, то есть предаваться гласности. В публикуемом отчете подлежат описанию не все составляющие учетной политики, а лишь основные ее положения (существенные способы ведения учета).
Существенными признаются способы ведения бухгалтерского учета, без знания которых пользователи бухгалтерской отчетности не смогут сделать полезные выводы по ней.
Раскрытию подлежат главным образом методические способы ведения учета.
Основные положения учетной политики могут раскрываться в отчетности двумя способами: описанием каждого из них либо отклонений от общих правил.
Второй способ целесообразен для отчетности «внутрироссийского пользования», рассчитанной на подготовленного читателя, то есть пользователя, имеющего представление о правила учета, действующих в стране.
При этом основные положения учетной политики раскрываются лишь тогда, когда они отличаются от общих правил.
Если при составлении финансовой отчетности предприятие строго следует общепризнанным правилам, то в отчете достаточно ограничиться указанием этого факта.
Если же предприятие допускает отступление от таких правил, то они подробно описываются в пояснениях к отчету вместе с причинами этих отступлений.
Кроме положений, отличных от общепризнанных, информация об учетной политике должна содержать сведения о положениях, сформированных предприятием: в результате выбора, сделанного из нескольких допускаемых вариантов; исходя из отраслевой принадлежности предприятия; в результате нетрадиционного применения допускаемых вариантов, в том числе отраслевых.